Берегите зрение детей! Из всех органов чувств зрению принадлежит особая роль. Недаром, когда говорят о чем- то драгоценном, призывают беречь его «как зеницу ока». Дети понимают окружающий их мир, прежде всего благодаря способности видеть. Ведь известно, что глаза воспринимают 90 % информации. Потеря зрения-всегда трагедия. Нарушение, снижение зрения может отразиться на выборе профессии, ограничить возможности человека. Обычно родители начинают заботиться о зрении ребенка, когда он уже учится или готовится к поступлению в школу. Однако делать это надо с первых дней его жизни. Глаза ребенка не только обладают способностью видеть. В значительной мере зрение обеспечивает приспособление организма к разнообразным условиям окружающей среды. Световые лучи стимулируют регуляцию роста ребенка, управление его обменными процессами, жизненными функциями и т.д. Недаром природа «распорядилась» так, что глаз, как ни один другой орган достигает своего почти полного развития и совершенствования в первые годы жизни ребенка. В течение же последующих 15-20 лет вес глаза и его функции изменяются меньше. Многие родители не знают, что проверить зрение ребенка у врача-офтальмолога необходимо еще на первом году жизни, затем в 3 года, 5 и 6 лет. И, конечно, все советы и назначения врача родители должны строго выполнять. Чем больше света, тем лучше, активнее функционируют глаза. Значит беречь зрение –это заботиться о световой обстановке, достаточном освещении всех помещении, где находятся дети, где они занимаются, играют. От освещения зависит и настроение- это знает каждый по себе: при ясной солнечной погоде настроение бодрое, активное, а пасмурная, дождливая- нередко действует угнетающе.
Каким должно быть естественное и искусственное освещение?
В учебно-воспитательных учреждениях за условиями освещения следят врачи, медицинские сестры, педагоги, воспитатели. В домашних условиях –это обязанность, долг родителей. Хорошее естественное освещение зависит от многих факторов. Не надо закрывать занавески, шторами окна, особенно верхнюю часть. Не забывайте раздвинуть шторы, а лучше повесить их только по краям оконного проема. Не ставьте на подоконники цветы, вазы- все, что препятствует проникновению све6та. И обязательно следите за чистотой оконных стекол: регулярно один раз в неделю очищайте влажным способом внутреннюю поверхность стекол и не менее 3-х раз в год мойте наружную. Письменный стол, домашнюю парту, секретер, за которым ребенок готовит домашнее задание, читает, рассматривает картинки, т.е. выполняет работу, связанную с напряжением зрения, необходимо поставить у окна так, чтобы свет падал слева. Отведите игровому уголку ребенка место возле окна, в самой светлой части комнаты. Осенью и зимой, когда дни часто пасмурные, даже если соблюдаются все перечисленные рекомендации, естественного освещения бывает недостаточно, надо дополнить его искусственным. К сожалению, распространено мнение, что «совмещенное» (естественное+искусcтвенное) освещение приносит вред-«портит глаза». Специальными медицинскими исследованиями доказано, что это не так. Наоборот, в дошкольных учреждениях, в школах и других учебных заведениях в обязательном порядке выполняется правило: искусственное освещение включается утром и днем в дополнение к недостаточному естественному освещению. В темное время суток единственным источником света является искусственное освещение. В домашних условиях мы пользуемся разнообразными светильниками, при этом нередко ориентируемся не столько на целесообразность, сколько на внешний вид, красоту.
Каково правильное освещение рабочего места?
На столе слева должна быть настольная лампа, и к ее выбору следует отнестись серьезно. Все имеющиеся в продаже светильники с абажурами из полиэтилена, пластмасс не отвечают требованиям охраны зрения, т.к. в них можно использовать электролампу максимальной мощности 40 ватт, а необходимо не менее 60 ватт. Следовательно, выбирать надо светильники с абажуром из металла (с внутренней поверхностью, окрашенной белой краской, сверху цвет может быть любым). Кроме того, нижняя часть абажура должна быть широкой, чтобы световой поток максимально освещал рабочую поверхность стола. И еще одно правило следует помнить: в комнате, где занимается ребенок, должно быть включено общее освещение, а местное является дополнительным. Для удобного расположения книги при чтении, переписывании на столе целесообразно поставить пюпитр - специальную подставку. В этом случае легче соблюдать и еще одно условие: расстояние от текста, рисунка и т. п. до глаза должно быть не менее 30-35 см, то есть быть примерно равным длине руки от локтя до кончика пальцев. При соблюдении этого требования зрение не напрягается, ребенок сидит правильно, не наклоняясь. Серьезного внимания родителей требует также правильный подбор мебели, которой дети пользуются во время зрительной работы. Если стол и стул по своим размерам не соответствует росту ребенка или он занимается за общим столом, у него не только утомляются глаза, но и нарушается осанка. Осанка-привычное положение тела человека при ходьбе, стоянии, сидении- не дается человеку от рождения. Ее нужно воспитывать, закреплять. Позвоночник ребенка младшего возраста очень гибок и податлив, и если он изо дня в день сидит, согнувшись, низко наклонив голову, держит одно плечо выше другого, позвоночник постепенно искривляется, ребенок становится сутулым, кособоким, так как возникает нарушение осанки. В предупреждении подобных нарушений ведущую роль играют физические упражнения, укрепляющие мышцы спины, и правильный подбор мебели, особенно стола и стула, в соответствии с ростом ребенка. Если мебель подобрана правильно, ребенку легко будет соблюдать во время зрительной работы правильную позу: сидеть прямо, слегка наклонившись вперед; между краем стола и грудью должна свободно проходить кисть руки; ноги- согнуты в коленях под прямым углом, стоят на полу на специальной подставке всей ступней; плечи располагаются на одном уровне.
Как проверить, правильно ли сидит ребенок?
Предложите ему поставить руку локтем на стол. Если кончиками вытянутых пальцев он касается угла глаза, значит поза правильная. Нередко при работе за столом ребенок быстро ощущает усталость. Очень хорошо снимает утомление изменение позы: следует слегка наклониться вперед, а затем откинуться на спинку стула. Приучите детей через каждые 30-40 минут занятий 10 минут отдыхать. Тем же, кто страдает близорукостью, 5-10 минутные перерывы необходимы через 20-25 минут работы, а при высокой близорукости – после 10-15 минут работы не менее 10 минут отдыха. В эти перерывы рекомендуется выйти из-за стола и выполнить физкультурные упражнения: несколько потягиваний, наклонов туловища вперед, назад и в стороны.
Как снять зрительное утомление?
Врачи разработали специальный комплекс упражнений, снижающих зрительное утомление у школьников. Например, в течение 1 минуты во время урока или приготовления домашних заданий надо поморгать глазами, затем закрыть их и, откинувшись на спинку стула, парты, спокойно посидеть. Это повышает кровоснабжение глаза и активизирует их функции. Для детей дошкольного и школьного возраста очень полезны такие упражнения: поочередно быстро переводить взгляд с предмета близкого на удаленный, с удаленного на близкий и т.д. Упражнение выполняют сидя за столом, партой или стоя у окна, балконной двери. «Удаленным предметом» может быть дом на противоположной стороне улицы, балкон или окно этого дома, дерево и т.д. Близким предметом- ручка, карандаш на столе или метка на стекле, т.е. приклеенный к стеклу кружочек белой непрозрачной бумаги диаметром 3-5 мм (как конфетти). Ребенок поочередно переводит глаза то на метку, то на удаленный за окном предмет. Время рассматривания должно быть минимальным, темп выполнения упражнений, количество переключений и их общая продолжительность вначале не должны быть высокими и длительными (в противном случае могут появиться боли в висках и глазах). В первые дни число переключений взгляда должно быть не более 8-10 в течение 30 сек. При систематическом выполнении упражнений частота переключений постепенно доводится до 25-30, но при этом общая продолжительность упражнений должна составлять не менее 1,0-1,5 минут. Число таких упражнений определяется характером занятий. При однообразной работе (письмо, чтение и т.п.) такие упражнения целесообразно повторять через каждые 20-25 минут. Упражнения рекомендуется школьникам всех классов, но особенно они необходимы учащимся среднего и старшего возраста, у которых необходимы учащимся среднего и старшего возраста, у которых увеличивается учебная, а значит и зрительная нагрузка. Нередко можно видеть школьников, читающих книги в транспорте, в метро, электричке, троллейбусе. Это чрезвычайно вредно, так как в транспорте постоянно возникают толчки, в связи, с чем нарушается приспособление глаза к чтению книги, меняется рекомендуемое (30-35 см) расстояние между глазом и текстом. Кроме того, освещение в вагоне всегда недостаточное, и глаза быстро перенапрягаются, устают. Вредно читать лежа. В то же время многие приобретают эту привычку именно в детстве. И еще один совет родителям. Если врач назначил ребенку очки, а он не хочет их носить, проявите настойчивость и терпение. Внимательно выслушайте ребенка и постарайтесь убедить его в ложности представлений о неполноценности «очкарика».
О наследственных нарушениях зрения
Особенно внимательными и заботливыми должны быть родители, если они сами или ближайшие родственники страдают близорукостью, высокой дальнозоркостью, астигматизмом и другими нарушениями зрения. Дело в том, что нарушения зрения нередко наследуются. В таких случаях следует показать ребенка врачу уже в первом полугодии жизни. Врач даст необходимые рекомендации, иногда даже такой крохе бывают нужны очки.