РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Детство – чудесная пора, когда человек
познаёт мир, открывает что-то новое, созидает, фантазирует, играет. А какое
счастье делать это вместе с мамой и папой!
Самое ответственное и важное дело для
родителей – вместе с ребёнком лепить его характер: по крупице сильных чувств,
штрихами новых незабываемых впечатлений, каждодневными усилиями души. Сотканный
из множества невидимых нитей, он постепенно обретёт отчетливые черты и
воплотится в одном ёмком слове – «личность».
ЗАДАНИЕ ДЛЯ МАМ И ПАП НОМЕР
ОДИН
Родители, желая дать своему ребёнку как
можно больше, легко впадают в крайности. Так, например, мечтая вырастить
интеллектуала или развить художественные способности, напрочь забывают о
физической культуре…
Какая главная задача стоит перед родителями,
чьи дети младше шести? Именно та, которой часто не придают большого значения:
помочь своему ребёнку стать ловким, сильным, выносливым. Иными словами, помочь
полностью освоить малышу своё тело, но при этом помнить о том, что нельзя
перегружать детский позвоночник.
Вспомним, как некоторые мамы одевают
малыша. Ребёнок, словно мешочек: на него напяливают штанишки, руки-тряпочки
засовывают в рукава куртки, ноги затискивают в ботиночки. Кормят (сами) с
ложечки. Малыш привыкает жить без усилий. Гуляет он, сидя в коляске, потому что
у мамы нет времени «плестись» с ним по улице. Аморфные мышцы. Упал – сам встать
уже не может. Ребёнок-тюфяк. В детском саду над таким будут смеяться, а в школе
– издеваться.
Родители же продолжают «жать на интеллект»: английский
как можно раньше. Музыкальная школа, летом – обязательно автобусные экскурсии.
Малышу всего шесть лет, а внешне он уже – типичный «ботаник». Как снежный ком
растут комплексы. Всё это неизбежно отразится на учёбе, на отношениях со
сверстниками. Ребёнок сам себе не рад. То, что казалось не столь важным,
становится вдруг определяющим. Стоп! Перемотаем «плёнку» назад.
«Давай ногу. Так. Засовывай её в брюки! Хорошо! Держу
тебе рубашку, ищи рукава. Нашёл. Хочешь надеть сандалии сам?. Давай-ка,
попробуй! Получилось? Молодец! Пойдём на речку купаться!» - «Мам, хочу с кругом
поплавать!» - «Что ж, постарайся влезть в него сам». Усилие – и вот уже круг
мягко обнял своего маленького хозяина. Молодец!
С радостным визгом малыш несётся в воду – брызги во
все стороны! Постоянно делать усилия – хорошая привычка. Родителям остаётся
только незаметно подкорректировать, чтобы они всегда заканчивались победой.
Помогать в меру. Только если ребёнок никак не может справиться с задачей.
Состояние успеха как воздух необходимо всем детям. Он так быстро бегает! С ним
интересно играть! Он ловкий! Такого примут в любом коллективе.
Торопитесь укреплять здоровье ребёнка, не откладывайте
на потом. Бегайте с ним по утрам, учите его кататься на велосипеде, плавать,
играть в футбол, лазить по деревьям. Старайтесь развивать его физически. Тогда
его физическое тело не будет тормозить ни интеллектуальное развитие, ни – в
будущем – обучение в школе.
НЕПРОСТОЙ
ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Как радуются малыши, осваивая что-то новое: «Вон,
какие у меня куличики получаются! А раньше не получались». «А я рыбу умею
теперь ловить!» «А я на одной ноге прыгать научился!» Это их личные
приобретения. Но настоящую гордость испытывают дети, если сумели преодолеть
свой страх, неуклюжесть. Этот опыт преодоления (не мог – а теперь могу; боялся
– теперь не боюсь!) останется с крохой на всю жизнь. Следующее препятствие
будет брать уже гораздо легче: он верит в свои собственные силы. А ведь именно
на волевом усилии построен весь образовательный процесс в школе (писать прописи,
выполнять домашние задания, учить таблицу умножения и т.п.).
Но как быть, если ребёнок никак не может преодолеть
себя? Вот здесь взрослым и нужно проявить всё педагогическое искусство:
придумать интересный ход. Но ни в коем случае не давить, не унижать, не ругать.
ЧЕЛОВЕЧЕК
И МИР ВОКРУГ
О вреде бесконечных запретов в воспитании детей
известно сегодня всем. Но, к сожалению, многим родителям легче застраховаться
от волнения за собственного ребёнка путём запрета, чем вместе с ним познавать
мир вокруг. Нельзя трогать палку: она грязная. Нельзя подходить к реке:
утонешь. Нельзя гладить собаку: укусит.
Не правда ли? Знакомая картина. Ребёнку практически
ничего нельзя. Только он хочет прикоснуться к этому загадочному и манящему
миру, приоткрыть таинственную завесу, как дверь захлопывается перед самым его
носом.
Другая крайность, когда всё разрешено. Мама
сознательно ни во что не вмешивается. Воспитывает самостоятельную личность.
Делай сам! Всё сам! А как именно? Этого ребёнку никто толком не объясняет. Поэтому
он вынужден буквально ежеминутно «изобретать велосипед», и часто неудачно.
Крайности всегда плохо. Лучше держаться золотой
середины. Запретов должно быть не так уж много, но ясно сформулированных и
всегда мотивированных. «Нельзя!» - говорит мама. «Почему?!» - искренне
удивляется ребёнок. «Потому!» - кратко и загадочно формулирует мама.
Малыш ничего не понял. Над цветком кружится такая
красивая полосатая муха. Жужжит. Очень хочется потрогать. И ребёнок снова тянет
руку к пчеле. Может, разрешить? Пусть потрогает…Одну такую простую ситуацию (а
сколько дарит их жизнь?) можно превратить в незабываемый миг познания. В
радость совместного открытия. Мама расскажет сказку о пчеле; объяснит, почему
её всё-таки не стоит трогать; вместе с сыном понаблюдает, как, перелетая с
цветка на цветок, собирает это маленькое живое чудо нектар – будущий мёд.
Разве нельзя пробежать по воде, как по земле? Давай
руку, попробуем! Теперь он раскрыл ещё одну тайну – «мокрой реки». Так
постепенно всё вокруг приобретает свой смысл. Жить очень любопытно! Вкус, цвет,
запах, звук, тепло старой сосны, к которой прижался щекой. Не это ли тот
культурный опыт, который должен идти навстречу ребёнку?
Конечно, удобно пойти за грибами, оставив 5-летнюю
дочь с бабушкой. Но почему бы не взять её с собой? Может быть, именно эта
встреча с грибным царством станет для неё настоящим открытием! Цифры,
телевизор, даже книги – потом. Сначала – живой мир вокруг. И я в нём. Сейчас
так важно выяснить именно эти отношения!
ЕЁ
ВЕЛИЧЕСТВО ИГРА
Каждый родитель знает, что можно биться, словно о
стену, упрашивая ребёнка убрать свои игрушки, сделать зарядку, помыть посуду.
Но стоит только сказать: «Давай поиграем!» - и тут же с горящими глазами он
станет ловить каждое слово взрослого.
Не случайно игру часто называют «королевой»
воспитательного процесса. То, чего не возможно добиться от ребёнка никакими
уговорами, требованиями, даже наказаниями, легко достигается с помощью игры.
Дети быстро убеждаются6 создавать что-то новое –
здорово! Песочница, построенная своими руками вместе с папой или старшим
братом, имеет особую ценность. Соорудить деревянные качели, к которым сбежится
вся окрестная детвора, - совсем не сложно, зато как интересно. Автору
благодарны, его узнают в лицо. И ребёнок чувствует, как приятно делать что-то
доброе для других. Привыкнув к созидательной работе, малыш вряд ли когда-нибудь
станет разрушителем.
Нам, взрослым, всегда некогда и часто бывает жаль
времени, потраченного на «пустую игру». Однако для ребёнка игра наполнена
глубоким смыслом. Она развивает творческое воображение и учит разбираться в
человеческих отношениях. Приносит радость.
ЧУДЕСНЫЕ
ПРЕВРАЩЕНИЯ
Если вдруг, добравшись до дачи, вы обнаружили, что не
взяли ни одной игрушки для своего малыша, не стоит расстраиваться. Быть может,
это повод, чтобы больше времени уделить развитию творческого воображения
ребёнка. Ведь на природе художественный материал для детского творчества лежит
буквально под ногами. Вовсе не обязательно ограничиваться шаблонным гербарием.
Можно вместе составлять букеты, создавать картины из сухих цветов.
Обычная еловая шишка превратится вдруг в розу на такой
картине. Потом из шишки сделают забавного человечка, затем используют как
украшение для песочного пирога. Пусть поначалу ребёнок будет лишь наблюдателем
или участником чудесных превращений. Пройдёт время – и малыш обязательно
захочет стать творцом.
Он обнаружит, например, что причудливо изогнутые сучки
и корешки в определённом ракурсе напоминают фигурки животных или людей. Потом
папа подскажет ему, как превратить острый сучок в оригинальную вешалку для
полотенец. Оказывается, из них можно сделать и необычные ручки для дверей.
Стоит только разбудить фантазию ребёнка, и вы удивитесь, сколько талантов
обнаружит малыш.
Самые обыкновенные и невзрачные на первый взгляд вещи:
старые тряпочки, крышки для банок, спичечные коробки начнут словно по
волшебству превращаться в удивительные произведения. Главное – не мешать полёту
фантазии.
Научившись творчески подходить ко всему, что он
делает, ребёнок, придя в школу и став учеником, будет удивлять педагогов своей
неординарностью и изобретательностью.
|