Лечить ребёнка, а не болезнь, или что надо знать о заикании Долгое
время полагали, что заикание – это форма
речевого расстройства.
Поэтому и занимались им в основ «голосовики» - врачи «ухо-горло-нос» и логопеды.Со временем, однако, было высказано предположение, что заикание – не дефект речи, а болезнь.
И тогда к решению проблемы подключились невропатологи и психиатры.
Заикание стали рассматривать как специфический вид невроза. Нарушение речи –
лишь внешняя сторона такого невроза. Основное проявление заикания заключается в
том, что плавное течение речи человека прерывается не зависящими от воли
человека мышечными судорогами, задержками дыхания и повторениями отдельных
звуков. Этот симптом может быть выражен с разной степенью тяжести. Но им
заикание не исчерпывается. Как любой невроз, оно сопровождается астенией,
быстрой истощаемостью организма, повышенной утомляемостью, различными страхами.
А с возрастом может приводить к специфическим
изменениям личности.
Неприятная
особенность этого заболевания в том, что оно очень трудно лечится. Чтобы не
поддаваться легковесным обещаниям рекламы, направленной на выкачивание денег из
людей любыми путями, нужно знать общемировую статистику: не более 7-8% от
общего числа заикающихся можно вылечить полностью; 3% больных поддаются
излечению в подростковом и взрослом возрасте. Но наиболее успешное лечение
проходит в детском возрасте. Облегчить заикание – научить справляться с
болезнью за счёт дополнительных резервных сил организма – можно большее число
людей – примерно 50-60% заикающихся. А 10% больных абсолютно неизлечимы.
Специалисты
говорят, заикание – расплата человечества за интеллектуализацию. Речь, с одной
стороны, самая сложная человеческая функция, с другой стороны, с точки зрения
развития человечества как вида, - самая
молодая. И поэтому самая уязвимая. Чем
сложнее язык, его структура и средства выражения, тем выше нагрузка на речевую
функцию.
Заикание чаще
встречается в развитых странах. В Англии, в США
и в России примерно одинаковый процент заикающихся людей. В африканских
странах людей с таким заболеванием намного меньше. В Китае – ещё меньше.
Как правило,
заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта. В списке
заикающихся были Демосфен, Мольер, Диккенс. Лёгкое заикание сопровождало речь
Наполеона, Бисмарка, нашего известного партийца Молотова. Заикающиеся были даже
среди актёров.
Суть заикания в
том, что очень трудно понять глубинный механизм его возникновения и научиться
им управлять. Оно проявляется то в большей, то в меньшей степени, временами
совсем пропадает и по неизвестным причинам вдруг снова усиливается. Здесь
перечислены имена людей, которые, несмотря на свои проблемы, всё-таки смогли
многого добиться в жизни.
Но так бывает не
всегда. Заикание – особенно когда его недооценивают – может стать сильным
препятствием на пути реализации человека. Особенно девушки, хотя среди мужского
населения заикающихся в четыре раза больше. К группе риска в основном
принадлежат мальчики.
Но даже если всё в
жизни сложится, человеку заикающемуся придётся очень много выстрадать. Понять
силу и глубину его страданий со стороны практически невозможно. Иногда от
такого человека можно услышать: «Лучше бы я был немым» или «Лучше бы у меня
руки не было». Так трудно, порой невозможно жить с заиканием.
Поэтому порыв
помочь заикающемуся понятен. Но если бы всё было так просто! Нет ничего хуже
плохого лечения. Традиционные методы «борьбы» с заиканием построены на том,
чтобы научить больного говорить. Он получает от врача-логопеда специальные
инструкции. Речь – автоматизированный процесс. Она связана с эмоциями, скорость
её во многом определяется темпераментом. Можно ли переделать темперамент?
Лечение
эффективно, если сам врач в любой момент может выполнить свои собственные
требования, последовать собственным инструкциям. Иногда думаешь: честнее и
эффективнее использовать народный метод. Как, например, на Руси «лечили» от
заикания? Выйдут в поле или лес, в разные стороны разойдутся и кричат друг
другу: «Ма-ма-а!» - «Са-ша-а!» Голос в полную силу подаётся, нараспев. Тут
дыхание само собой налаживается. Так и говорили: «Заикание надо выкричать!»
При пении, кстати, тоже никто не
заикается.
Заикание чаще
всего проявляется в возрасте от двух до пяти лет – то есть в момент становления
речи. Поэтому педагогам и родителям маленьких детей полезно знать некоторые
вещи. Иногда родители пугаются, если маленький ребёнок начинает многократно
повторять один и тот же звук или слог. Это необязательно признак заикания. Чаще
всего это нормальный вариант речевого развития. Его проходят абсолютно все
дети: одни – чуть раньше, другие – чуть позже; у одних малышей это явление
более заметно, у других – менее. Поэтому нет никакой нужды тут же хватать
ребёнка под мышку и бежать с ним к логопеду.
Ни один грамотный
логопед не возьмётся работать с заикающимся ребёнком, которому меньше пяти лет.
Только когда процесс становления речи завершён, можно поставить точный диагноз.
Нередко функциональное заикание проходит само собой. И ни в коем случае нельзя
грубо и нервно бороться с повторами в детской речи. Это означает фиксировать
малыша на заикании, в результате чего оно может действительно развиться.
Некоторые
профилактические меры предпринять можно. В присутствии ребёнка должна звучать
спокойная, хорошо артикулированная речь. Нужно постараться исключить его
контакты с заикающимися людьми. Если заикаются сами родители, тут как раз
возникает ситуация, когда, обращаясь к ребёнку, они должны заставить себя
говорить плавно, спокойно, контролируя себя. Ведь речь ребёнка развивается,
опираясь на образец. Нужно пресекать все попытки ребёнка дразнить заикающегося
– и не только по моральным соображениям, которые, безусловно, очень важны.
Передразнивая спазматически прерывающуюся речь, ребёнок копирует её. А это
очень вредно, т.к. может перерасти в привычку.
И, наконец, самое
важное. Практически во всех случаях заикание является следствием эмоционального
напряжения ребёнка. Оно возникает в результате того, что ребёнок живёт с
чувством тревоги или страха. Безусловно, ребёнка надо оберегать от прямых
психических травм. Заикание может возникнуть в результате информационной
перегрузки – когда телевизор, компьютер, зоопарк и театр подаются в «одном
флаконе» в течение одного выходного дня. Не может ребёнок перерабатывать
избыточное количество информации с пользой для себя: от перекорма можно
заболеть так же, как и от переедания.
Но тревога очень
часто свойственна малышам, не подвергавшимся прямому воздействию психической
травмы. Причина их тревоги – «недолюбленность». Такие дети растут не только у
откровенно плохих матерей – их, в общем-то, немного. Недолюбленные дети могут
жить и рядом с хорошими мамами – вернее, с теми мамами, которые хотели бы быть
хорошими, но не умеют насытить ребёнка любовью, не знают, как это сделать.
Рассеять эту
тревогу, создать вокруг ребёнка тёплую и спокойную атмосферу – первое условие
как для профилактики, так и для лечения заикания. Ведь страшно не само
заикание. Многие люди научаются с ними справляться. Страшно, когда оно
патологически изменяет личность. Вот чего нельзя допускать. Заикание – это
сплав расстройства речи с другими расстройствами. Сильная личность научается
уходить от заикания, преодолевает его в самой себе.
А потому и
родителям, и специалистам надо усвоить один очень важный принцип: не заиканием
надо заниматься, а ребёнком. Не конкретную болезнь лечить, а больного. Не
смотреть каждый раз ребёнку в рот со страхом, что он начнёт заикаться, а любить
его. это главное укрепляющее средство.
|