Кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка - КЗР) является методическим центром по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей. Кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка) организуется в составе поликлиники (отделения) в соответствии с Положением о кабинете профилактической работы с детьми приказа Минздрава СССР от 19 января 1983 года N 60 . Кабинет здорового ребенка может является составной частью функционального подразделения попрофилактической работе с неорганизованными детьми раннего и дошкольного возраста. Это подразделение функционирует в отдельном отсеке и включает в себя кабинет здорового ребенка, холл для ожидания. В кабинете здорового ребенка работает фельдшер или медицинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической работе с детьми и санитарно - просветительной работе с населением. Руководство работой кабинета осуществляется районным педиатром Медицинская сестра кабинета здорового ребенка работает под контролем старшей медицинской сестры поликлиники. Основными задачами кабинета здорового ребенка являются: - пропаганда здорового образа жизни в семье; - обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего возраста (режим, питание, физическое воспитание - закаливание, массаж, гимнастика; гигиенический уход и т. д.); - санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка, а также подготовке к поступлению в дошкольные учреждения; - контроль за нервно - психическим развитием детей. Функциональные обязанности медицинской сестры КЗР: 1) прием детей 1-го года жизни не менее 5 раз в год; 2-го года жизни не менее 4 раз в год; 3-го года - не менее 1 раз в полугодие и по показаниям чаще; 3-6 лет - 1 раз в год; 2) в соответствии с назначениями врача: - консультация матери по вопросам воспитания и охраны здоровья ребенка (организация режима дня, питания, физического воспитания, привитие гигиенических навыков, профилактика пограничных состояний); - обучение матери методике проведения массажа и гимнастики в соответствии с возрастом, проведение массажа детям группы риска (приложение 1); - проведение контрольных кормлений, расчетов питания; - выполнение назначений врача по профилактике рахита у детей, выдача витамина "Д" на дом или в кабинете, постановка пробы Сулковича; - проведение диагностики нервно - психического развития, выявление особенностей поведения детей 2 и 3-го года жизни (приложения 2, 3, 4); 3) обучение родителей методике и особенностям искусственного вскармливания (приложение 11); 4) обучение методике устранения и профилактике возникновения вредных привычек и гигиене полости рта (приложения 9, 10); 5) обеспечение родителей методическими материалами - памятки, брошюры (приложение 12); 6) консультация участковых медицинских сестер по вопросам воспитания и развития детей; обучение их методикам диагностики нервно - психического развития, организации физического воспитания, технике проведения комплексов массажа и гимнастики, закаливающих процедур; 7) оказание помощи участковым врачам - педиатрам в проведении занятий для беременных, школ молодых матерей, отцов, организуемых в КЗР, непосредственное участие в этих занятиях (приложение 6); 8) участие в подготовке детей к поступлению в дошкольные учреждения в соответствии с назначениями участкового педиатра и врачей - специалистов; 9) осуществление постоянной связи с участковой педиатрической службой: информирование участковых врачей - педиатров и медицинских сестер о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми; 10) ведение в истории развития ребенка вкладыша - карты посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка ; 11) оформление в холле и в кабинете здорового ребенка стендов, выставок по организации условий жизни, развития и воспитания детей; 12) осуществление связи с отделением медицинской профилактики,краевым центром медицинской профилактики с целью изучения и распространения новых материалов по вопросам развития и воспитания здорового ребенка, противоалкогольной пропаганды, здорового образа жизни семьи.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЗР
Для равномерного распределения нагрузки медицинской сестры КЗР профилактические приемы детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, планируются по графику, в зависимости от числа участков. Если в поликлинике имеется до 5 педиатрических участков, то устанавливается один день профилактических приемов для педиатров всех участков; при количестве участков от 5 до 10 - выделяются 2 дня в неделю для профилактических приемов; при 10 участков и более эти приемы планируются ежедневно (по 2-3 участка в день). Направление в КЗР детей первого года жизни проводится после профилактического приема педиатра. Медицинская сестра КЗР разъясняет матери новые рекомендации педиатра и наглядно демонстрирует их, используя методические материалы кабинета. Дети 2-го и 3-го года жизни должны посетить кабинет по воспитанию здорового ребенка до профилактического приема у педиатра для диагностики уровня нервно - психического развития и оценки поведения в декретированные сроки. По показаниям дети посещают КЗР после профилактического приема, если возникает необходимость уточнить новые для данного ребенка рекомендации педиатра по вопросам режима, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подготовки к поступлению в дошкольное учреждение и т. д. Посещению КЗР детьми 2-го и 3-го года жизни должен предшествовать патронаж участковой медицинской сестры, которая отражает в карте развития данные о поведении ребенка, а также развитие навыков (2-й год) игры и речи у детей (3-й год) . Медицинская сестра КЗР знакомится с этими данными, а затем проводит диагностику нервно - психического развития детей по остальным показателям с предварительной оценкой по группам развития и назначениями на следующий возрастной период. Данные об уровне нервно - психического развития медицинская сестра КЗР заносит в карту учета посещения КЗР (вкладыш), который должен быть вклеен и использоваться участковым врачом для комплексной оценки состояния здоровья ребенка. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КЗР 1. Основной минимум теоретических знаний: - основные данные медико - генетического, социального и биологического анамнеза и их значение для развития ребенка; значение обследования семьи на наследственную патологию; - режим и питание беременной; - режим и питание кормящей матери; - профилактика токсикосептических заболеваний у новорожденных и мастита у матерей; - анатомо - физиологические особенности новорожденных; - патологические состояния новорожденных и детей первых месяцев жизни; - особенности физического и нервно - психического развития детей первых трех лет жизни; - воспитание детей раннего возраста (режим, организация режимных моментов: сна, кормления, бодрствования, специальных занятий); - вскармливание детей первого года жизни: естественное, смешанное, искусственное. Организация питания детей старше года; - гигиеническое воспитания детей; - профилактика пограничных состояний (рахит, анемия, расстройства питания, экссудативный диатез); - календарь прививок у детей раннего возраста. Противопоказания и показания к прививкам; - оказание экстренной помощи детям. 2. Владение техникой выполнения гигиенических, профилактических и лечебных манипуляций: - сцеживание грудного молока и массаж грудных желез; - контрольное кормление; - правильное пеленание ребенка; - гигиенический туалет ребенка раннего возраста; - купание ребенка: гигиенические и лечебные ванны (соленые, солено - хвойные, с дубовой корой и пр.); - обработка и уход за кожей ребенка, туалет пупочной области; - проведение антропометрии, измерение температуры тела; - определение частоты пульса и дыхания; - постановка газоотводной трубки, очистительной клизмы; - закаливающие процедуры (обливание стоп, обтирание, общее обливание, воздушные и солнечные ванны); - диагностика нервно - психического развития и поведения детей первых трех лет жизни; - массаж и гимнастика детей раннего возраста (комплексы гимнастики для детей каждой возрастной группы); - приготовление соков, смесей, блюд прикорма, возрастные примерные меню. МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ КЗР 1. Учетная форма N 112/у, вкладыш - карта посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка. 2. Учетная форма N 039/у. 3. Учетная форма N 038/у. Повышение квалификации медицинской сестры КЗР проводится в установленном порядке на специальных курсах или на базах передового опыта по этому разделу работы. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОРУДОВАНИЮ КЗР И ХОЛЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СО ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ В кабинете предусмотрено следующее оформление и наличие методических материалов по воспитанию детей раннего возраста : 1. Стол пеленальный. 2. Весы медицинские, ростомер. 3. Стол для проведения массажа. 4. Детский стол и стул для оформления игрового уголка. 5. Аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери. 6. Стенд "Гигиеническая ванна". 7. Кукла с набором одежды для новорожденного. 8. Стенд по организации сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни. 9. Стенд по режимам для детей первых трех лет жизни. 10. Шкаф по организации вскармливания и питания детей первого года жизни. 11. Стенд по организации питания детей 2-3 года жизни. 12. Стенд по массажу и гимнастике. 13. Стенд по закаливанию. 14. Два стенда с выставкой одежды детей 1, 2, 3 годов жизни. 15. Стенд - показатели нервно - психического развития 2- 3 года жизни. 16. Шкаф с выставкой игрушек для детей 1, 2, 3 годов жизни. 17. Игрушки для диагностики нервно -психического развития детей первых трех лет жизни. 18. Стенд по гигиене полости рта. 19. Стенд по устранению вредных привычек. В оформлении холла при отделении должны быть стенды по вопросам правильного воспитания ребенка. Шесть стендов в соответствии с возрастом: с 1 до 3 месяцев, с 3 до 6 месяцев, с 6 до 9 месяцев, с 9 до 12 месяцев, от 1 года до 2 лет; от 2-х до 3-х лет. В каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а также показатели нервно - психического развития; стенд по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение; стенд о значении проведения профилактических прививок. |