Несчастные случаи у детей
Пока малыш не покидает кроватки, прогулочной коляски и манежа, ваши заботы о безопасности достаточно не сложны: в руки ребенку не должны попадать мелкие вещи, полиэтиленовые пакеты, обломки игрушек, прежде всего пластмассовых. Но положение в корне изменится, как только ребенок получит свободу передвижения.
Что же делать? Ходить за ним по пятам, бесконечно одергивать и запрещать все подряд?
Как же соединить будто бы несоединимое: безопасность ребенка и его свободу? От вас понадобится гибкое поведение, вам придется отказаться от целого ряда привычек, перестроить многие свои действия.
Еще до того, как ваш ребенок начинает делать первые шаги, внимательно осмотрите свой дом:
На какое-то время, в ущерб уюту и удобству, уберите в места, недоступные для малыша, бьющуюся утварь, ножницы, иголки, бритвы, инструменты - словом все то, что может уколоть и порезать.
Проверьте, не очень ли «близко» вы храните лекарства, едкие и ядовитые жидкости для хозяйственных нужд, стиральный порошок.
Недоступными для маленького ребенка должны быть мелкие вещи (они обязательно окажутся во рту, а за тем... не дай Бог!)
Электрические розетки нужно закрывать заглушками. Если вы это учтете, поводов для запретов станет намного меньше.
Но это только часть дела. Заново продумайте, как вы занимаетесь домашними делами, не возникают ли при этом обстоятельства, при которых ребенок может получить травму. Если да, то внесите в свои действия необходимые коррективы. Приведем несколько распространенных травмоопасных ситуаций в быту:
У вас стирка. Вы прокипятили белье, сняли таз или ведро с плиты и поставили на пол. Ребенок, который будет бегать тут же, может споткнуться, поскользнуться и упасть в кипяток.
Вы гладите. Утюг стоит на столе. Ребенок, возможно, уже брал утюг в свои руки, когда он был холодным, и, не подозревая об опасности, снова тянется к нему. Хуже того - малыш может уронить на себя горячий утюг или кастрюлю с супом, или чайник с кипятком, стянув его со стола.
Если вы что-то шили, то могли по забывчивости воткнуть иголку в спинку кресла или дивана, уронить ее на пол, равно как и пуговицу. Ребенок их может найти попробовать. Если вы оставили шпильки на тумбочке, не исключено, что малыш попробует воткнуть их в электрическую розетку, если она не закрыта заглушкой. Вы сами, подумав, вспомните достаточно много травмоопасных ситуаций. Остается только не допустить их теперь.
А как прекрасен для малышей огонь! Они готовы схватить руками пламя спички, раскаленный уголек – ведь это так красиво! А сверкающий никелем чайник, утюг – ну как к ним не потянуться?
Спрятать? Тогда они станут еще более притягательными: запретный плод сладок. И мы разрешаем схватить, прикоснуться – так, чтобы это было не опасно, но чувствительно. И всегда предупреждаем: ” А! Больно будет, горячо!” Но после этого ничего не прячем: попробуй сам, так ли это. Зато спустя некоторое время достаточно сказать: "А! Больно будет!” – и малыш уже верит на слово, может даже заплакать от огорчения. А самое главное – он сам становится внимательнее, осторожнее. А это куда более надежная защита от всяческих опасностей, чем самая тщательная опека взрослых.
Особо остановимся на предотвращении уличной транспортной травмы. По сравнению с бытовой травмой маленьких детей, транспортная травма встречается много реже, но все – таки удручающе часто. И в этих бедах повинны только взрослые.
Родители, прежде всего сами должны выработать у себя навыки правильного выхода на проезжую часть улицы: всегда останавливаться у бордюрного камня тротуара и осматривать улицу слева и справа, прислушиваться: если у обочины неподалеку стоит крупногабаритный автомобиль, или рядом с вами забор, или растут кусты – порой лишь только слух позволяет узнать о приближающемся автомобиле. Дорогу можно переходить только тогда, когда она свободна. Эти элементарные правила перехода проезжей части улицы нужно соблюдать тем более неукоснительно, если с вами ребенок. Помните, малыш перенимает, прежде всего, ваше поведение. И если вы у него на глазах рискнете перебегать дорогу, не соблюдая осторожности, уверяем вас: ваш малыш при первой же возможности, при любом вашем недосмотре повторит ваш поступок.
Играя с малышом дома, Вы на полу или на столе с помощью подручных средств, машинок, кукол можете воссоздать различные дорожные ситуации, в которых возникает опасность наезда, и так закладывать основы правильного поведения вашего ребенка на дороге.
Находясь у проезжей части улицы вместе с ребенком, возьмите себе за правило – не спешить. Поговорите с малышом об опасностях дороги, о том, что здесь нужно быть очень осторожным. Обязательно держите малыша за руку, причем крепко, и не за кисть, а за запястье. Дело в том, что возле дороги дети нередко приходят в возбуждение и вырываются из рук взрослых. Ребенку очень хочется продемонстрировать вам, что он может, как и вы, самостоятельно перейти улицу. Не отпускайте его при переходе дороги, если даже она свободна.
Старайтесь избегать еще одной крайне опасной для ребенка ситуации. Вы и малыш не должны оказываться по разные стороны дороги. Видя вас, ребенок обязательно побежит к вам. Из–за возрастных особенностей зрения (угол зрения у него уже, чем у взрослых людей) и психики малыш может просто не увидеть приближающийся автомобиль, а, заметив его, - растеряться и заметаться на дороге. Правильное поведение на проезжей части улицы формируется из навыков, которые тем прочнее усваиваются ребенком, чем раньше закладываются и чаще тренируются. Очень тяжелые травмы получают маленькие дети, которые в момент автокатастрофы находятся в салоне машины. Поэтому ребенок должен сидеть только в специальном детском кресле, которое прочно фиксируется на сиденье машины.
Мама - психотерапевт
Сегодня речь пойдет о помощи детям со стороны семьи, а точнее матери и ребенка. Да, именно мама становится главным действующим лицом! Ведь между матерью и ребенком существует очень тесная эмоциональная связь. Она закладывается еще в период беременности, проявляется во время кормления грудью. Все переживания матери отражаются на ее младенце. И наоборот, все страхи ребенка ощущает его мать. Эта связь существует на биологическом уровне. Благодаря ей, мать может влиять на психическое, а иногда и физическое состояние малыша. Голос матери, интонация ее речи, обращенной к ребенку, обладают большой силой, становятся чем-то вроде внутреннего голоса маленького ребенка. Именно поэтому воздействие матери на ребенка оказывается эффективнее, чем любого специалиста, будь он психолог, психотерапевт.
Мамин голос – это своего рода «психологическая плацента», обеспечивающая маленькому человеку то, в чем он больше всего нуждается – любовь и чувство защищенности.
Способ воздействия – слово, интонация. Фраза произносится сначала медленно, а потом несколько раз повторяется вслух. И делать это надо каждый день в определенное время – лучше всего перед сном, когда ребенок уже лежит в постели. Часть фраз может использоваться утром, при пробуждении. Вся процедура соответствует тому, что в психотерапии принято называть внушением.
Продолжительность сеанса в среднем 30-40 минут. При этом установки должны быть положительными и все слова понятными ребенку.
Улучшение, а в ряде случаев полное исцеление, наступает достаточно быстро, обычно через 1-2 месяца.
ЧТО ЖЕ КОНКРЕТНО ВНУШАЕТСЯ?
Сеанс домашней психотерапии состоит из нескольких частей:
1. Общий настрой;
2. Установка на физическое здоровье;
3. Установка на нервно-физическое здоровье;
4. «Сбрасывание» болезни;
5. Заключительная часть.
Первая часть (общий настрой)
Задача матери – вложить в несколько фраз свою любовь к ребенку.
Она произносит:
«Ты мой дорогой, я тебя очень люблю!»,
«Ты самое дорогое и родное, что у меня есть!»,
«Мы все тебя очень любим!».
Пусть эти фразы почти повторяют друг друга – материнской любви слишком много не бывает. Таким образом происходит настройка сына или дочери на общую с мамой психо-эмоциональную волну.
Установка на физическое здоровье
Мать внушает ребенку его идеальный, без дефектов и хворей, образ. При этом она сама видит своего ребенка красивым и здоровым и старается передать ему свою мечту.
Фразы обычно такие:
«Ты у меня сильный, здоровый, красивый мальчик (девочка)»;
«Ты всегда хорошо ешь и развиваешься»
Затем следуют слова (фразы), ориенти-рованные на хорошую работу внутренних органов. Заканчивается эта часть, например, такими фразами:
«Ты всегда ходишь свободно и красиво»,
«Ты любишь бегать и прыгать».
Установка на нервно-психическое здоровье
Эта установка - самая главная.
Фразы установки обычно такие:
«Ты спокойный ребенок – все хорошо понимаешь и запоминаешь»,
«У тебя всегда хорошее настроение».
Сбрасывание болезни
Отдельные темы этой части – детские страхи, развитие и улучшение речи, повышение коммуникабельности ребенка, стремление к учебе.
И в конце – установка на хороший сон.
«Я забираю и выбрасываю твою болезнь» примерно такова установка данного блока.
Мать как - будто очищает образ своего ребенка, «снимает» с него все его заболевания.
Завершение сеанса
Завершается сеанс тем же, чем начался: подтверждением общности матери и ребенка, естественности и надежности их связи. Ребенок может быть спокоен – он защищен, мама с ним, она его любит.
Все дети нуждаются в любви
Пусть и Ваш ребенок будет любимым и защищенным.
Грудное вскармливание
«Кормить грудью – это так чудесно! Когда я вижу своего малыша, удовлетворенно сосущего грудь, меня переполняет нежность. Я начинаю понимать, что такое гармония…». Какая молодая мама не присоединилась бы к этим словам? Древние называли материнское молоко эликсиром жизни. В наши дни женское молоко получило название «эликсир интеллекта» или «золотой стандарт». Уникальность и незаменимость женского молока связана с его биологической характеристикой, и не одна молочная смесь не сравнима по составу с грудным молоком.
В состав грудного молока входят жиры, белки, углеводы, витамины, ферменты, гормоны, различные минеральные вещества и более ста уникальных соединений, которые отсутствуют в коровьем молоке и искусственных смесях.
Жиры грудного молока перевариваются с помощью фермента липазы и усваиваются на 100%. А вот жиры, содержзащиеся в искуственных смесях, усваиваются далеко не полностью. Поэтому «искусственички» склонны к запорам.
Существует подкрепленное научными данными мнение, что интеллект детей, получающих грудное молоко, выше, чем у их собратьев – «искусственичков». Это связано с наличием в грудном молоке гормонов и некоторых жиров, полностью отсутствующих в молочных смесях.
Белки грудного молока представлены в основном – сывороточным белком, легко усвояемым ребенком. Тогда как в состав смесей входит казеин, который переваривается хуже. До полугодовалого возраста кишечник еще незрелый: он с трудом усваивает белки коровьего молока, которые к тому же способны вызвать аллергию. Вот почему дети на искусственном вскармливании чаще страдают различными аллергическими заболеваниями.
Грудное молоко для ребенка – самая вкусная вещь на свете: оно содержит лактозу, которая придает молоку неповторимый вкус. Никакая глюкоза, добавленная в смеси, не может сравниться с этим сахаром, как по вкусу, так и по полезным качествам.
Витамины и минеральные вещества
грудного молока хорошо усваиваются кишечником: 50-70% железа попадает в кровь ребенка из грудного молока. Смеси, разумеется, обогащены витаминами и железом, но ребенку достается только 4%.
Иммуноглобулины и лейкоциты грудного молока – фактор защиты организма ребенка от различных инфекций. Некоторое их количество, ребенок получил еще в материнской утробе, но они исчезают примерно через 6 месяцев после рождения. Поэтому получая эти белки с грудным молоком у ребенка формируется иммунитет, обеспечивая защиту от многих болезней – не только в раннем возрасте, но и на всю жизнь. Риск приобрести заболевания желудочно-кишечного тракта, сахарный диабет, атеросклероз, онкологические заболевания, у детей, вскормленных грудью, куда меньше, чем у «искусственичков».
Хотите иметь хорошую фигуру – кормите!
Когда малыш сосет грудь, в кровь матери выбрасывается гормон окситоцин, который способствует похуданию. Если мама долго кормит грудью, в ее организме нормализуются гормональные процессы, уменьшая риск развития рака молочной железы и яичников.
Кормление грудью – это еще и очень удобно:
Грудное молоко всегда готово к употреблению (никаких хлопот со стерилизацией бутылочек, сосок, подогреванием и остужением).
Молоко всегда свежее, стерильное и оптимальной температуры.
Грудное вскармливание экономно: вам не нужно тратиться на покупку смесей, которые совсем не дешевы.
Оно экономит и ваши силы: ночью не надо вставать – достаточно приложить малыша к груди.
Молоко прибывает на 2-3 день жизни. До этого времени грудь вырабатывает молозиво – ценную жидкость, которая богата защитными белками. Очень важно, чтобы малыш получил первые капли молозива сразу после рождения.
Правила кормления ребенка грудью:
Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, не нуждается в дополнительном введении воды, вне зависимости от температуры окружающей среды, так как около 90% массы грудного молока составляет чистейшая вода.
Кормление грудным молоком следует производить по первому требованию ребенка, а не по расписанию, так как чем чаще ребенок берет грудь, тем будет больше вырабатываться молока.
Перед каждым кормлением ребенка необходимо вначале вымыть руки с мылом, а затем очень аккуратно обмыть без мыла сосок и ареолу грудной железы кипяченой водой.
Перед началом каждого кормления необходимо сцедить несколько капель молока.
Принять удобное для кормления положение: ребенок должен быть повернут к матери всем корпусом и прижат к ней.
В рот ребенка вложить сосок и часть ареолы.
Следить, чтобы грудь не закрывала нос ребенка и дыхание его не нарушалось.
При каждом кормлении прикладывать ребенка только к одной груди, при последующем кормлении – к другой. В некоторых случаях в первые 5-10 дней, пока не наладится выработка молока, следует по мере опустошения одной груди давать другую. Сцеживать остатки молока только из той груди, с которой началось кормление. Следующее кормление следует начинать той грудью, на которой закончилось предыдущее кормление. Как только ребенок начинает наедаться с помощью одной груди, можно переходить на последовательное раздельное кормление каждой грудью.
После завершения кормления грудь следует обмыть, обсушить и только после этого ее можно убрать в бюстгальтер.
Показатели правильного прикладывания
ребенка к груди.
Рот ребенка широко открыт.
Нижняя губа вывернута наружу.
Над верхней губой виден больший участок ареолы, чем под нижней.
Ребенок сосет медленно и ритмично, нет втягивания воздуха и раздувания щек.
Ребенок расслаблен и доволен.
Мать не испытывает боли в области сосков.
Как проверить, хватает ли малышу вашего молока?
Вот какие признаки должны вас насторожить:
- Ребенок стал больше плакать, плохо спать.
- Проявляет беспокойство, находясь у груди, сосет пальцы.
- Требует более частых кормлений.
Питание кормящей матери – должно быть полноценным
Возвращайтесь к своему привычному меню постепенно.
Питание должно быть с большей калорийностью, чем в обычной жизни (3200-3500 ккал), не бойтесь увеличить вес, не соблюдайте разгрузочные диеты. В примерный суточный набор продуктов для кормящей женщины в домашних условиях входит: кефир 500 мл, молоко 300 мл, масло сливочное 35 гр, творог 80 гр, сметана 20 гр, сыр 10 гр, яйцо 1 шт, масло растительное 20 мл, мясо 150-200 гр, рыба 100 гр, крупы 60 гр, картофель 200 гр, овощи 500 гр, соки 200 мл, фрукты свежие (ягоды) 300 гр, сухофруты 20 гр.
Принимать пищу целесообразно 5-6 раз в день перед каждым кормлением и в теплом виде.
Из питания необходимо исключить продукты, являющиеся аллергенными (шоколад, цитрусовые), избегать больших количеств (более 200-300 грамм) огурцов, винограда, капусты, а также газированные напитки и консервированные продукты, которые могут вызвать вздутие живота у ребенка.
Категорически запрещается употребление алкоголя, в том числе пива, курить.
Важно употреблять значительное количество жидкости (до 2-2,5 литров), включая суп, чай, молоко.
Для улучшения качества питания кормящей женщины хорошо себя зарекомендовали: а) «Матерна» (США) – таблетированный комплекс витаминов и микроэлементов; б) сухие молочные смеси для кормящих женщин с высоким содержанием легко усвояемого белка, комплекса витаминов, минеральных веществ «Олимгин» (Россия), «Фемилак» (Россия), «Энна Мама» (США); в) «Мамина каша» (Россия) гречневая и овсяная, содержит витамины и 9 минеральных веществ.
Гипогалактия – пониженное образование молочными железами молока.
Что нужно делать для сохранения хорошей лактации:
За 15 минут до кормления выпивать стакан любой жидкости или съесть тарелку теплого супа.
Делать несколько раз в день воздушные ванны для груди на 10-15 минут.
Принимать контрастный душ 2 раза в день, делать массаж груди с помощью душа по часовой стрелке.
Бюстгальтер должен быть удобным, соответствовать размеру, из хлопчатобумажной ткани.
Рациональное питание, соблюдение режима дня, достаточный отдых и положительное психологическое и эмоциональное состояние.
Нельзя делать химическую завивку, пользоваться дезодорантами и духами.
Мастит – воспаление молочной железы. Он характеризуется высокой температурой, ознобом. В груди появляются твердые бугристые образования, кожа над которыми краснеет и становится горячей на ощупь. Необходима консультация хирурга.