Искусство дать ребенку лекарство
Как же трудно дать малышу лекарство! К каким ухищрениям только не приходится прибегать, лишь бы ребенок выпил таблетку или ложку горькой микстуры! Чтобы обычная лечебная процедура не превратилась в настоящее сражение, воспользуйтесь нашими советами.
Итак, врач прописал ребенку лекарство. Оно есть в вашей домашней аптечке или вы только что его купили - в любом случае внимательно прочитайте аннотацию к нему. Возникли вопросы и сомнения? Обязательно посоветуйтесь с педиатром, но не в присутствии малыша. Вы должны быть уверены в необходимости назначенного лечения, в противном случае ребенок немедленно почувствует ваши колебания и наотрез откажется от лекарства.
За исключением хорошо знакомых, ранее применявшихся лекарств никаких других без разрешения врача давать ребенку нельзя, потому что они могут оказаться либо бесполезными, либо вредными при данной болезни, а так же потому, что «похожие болезни» часто лечатся по-разному.
Все лекарства давайте ребенку в размельченном и разведенном виде и почти все – в определенное время: до, во время или после еды. Соблюдайте эти правила!
Фармацевтическая промышленность выпускает препараты в жидком виде или в гранулированном состоянии во флаконах с отметкой, указывающей уровень, до которого необходимо влить и получить жидкую лекарственную форму для ребенка.
Ряд лекарственных средств для детей выпускают в форме суспензий и сиропов, имеющих приятный вкус и запах, что так же облегчает введение их через рот больным грудного, раннего и дошкольного возраста.
Малышам до 3 лет
Неукоснительное правило - все таблетки, которые вы ему даете, надо растолочь в порошок.Для этого годится фарфоровая ступка, но подойдут и обычные чайные ложки. Легкое нажатие одной на другую - и порошок готов. Растворите его в подслащенной воде, сиропе, компоте. Сок и минеральную воду для этих целей лучше не использовать - они часто вступают в химическое взаимодействие с лекарствами, что может привести к нежелательным последствиям.
Проследите, чтобы порошок не остался на дне чашки. Если малыш выплюнул часть воды с растворенным лекарством, ни в коем случае не добавляйте его снова "на глазок" - есть опасность передозировки. Подождите до следующего приема.
Прежде чем дать микстуру или таблетку, обязательно пробуйте лекарство сами и никогда не обманывайте ребенка. Если вы только что расписывали его чудесный вкус, оказавшийся на поверку хуже горькой редьки, рискуете надолго потерять доверие малыша.
Таблетка очень горькая?
Непосредственно перед приемом смешайте полученный порошок с чем-нибудь сладким и густым, например, конфитюром, вареньем или медом. Не разделяйте одну дозу на 2-3 ложки. Дайте все сразу, иначе ребенок после первой ложки может отказаться от последующей. Приготовив "сладкую пилюлю", еще раз сами попробуйте ее. Если вам не удалось замаскировать вкус лекарства, есть опасность, что ребенок раз и навсегда приобретет стойкое отвращение не только к таблеткам, но и к варенью. Никогда не смешивайте лекарство с теми продуктами, которые малыш должен есть постоянно.
Не следует грудному ребенку давать лекарства через соску, ибо можно у него выработать резко негативную условно рефлекторную реакцию на этот предмет и в дальнейшем не удастся использовать ее для смешанного или искусственного вскармливания его.
Детям после 3 лет
Психологи советуют: во время приема лекарства посадите рядом с ним куклу или любимую мягкую игрушку и давайте им таблетки наравне с крохой. За компанию любое дело спорится.
Если малыш не страдает аллергией, воспользуйтесь таким старым проверенным способом. Спрячьте лекарство в шоколадной конфете с начинкой из повидла. Аккуратно ножом срежьте с конфетки верх, насыпьте туда истолченную в порошок таблетку и перемешайте с начинкой.
Эффективность лечебного действия многих лекарственных средств, вводимых через рот, зависит от того, насколько правильно выбрано время приема препарата в зависимости от приема пищи: до, во время или после еды. Строго следуйте рекомендациям педиатра по приему лекарственного средства!
Важно выработать положительные психоэмоциональные реакции больного малыша на процесс введения препаратов. Никогда не предваряйте прием лекарства долгими разговорами и уговорами – дети очень чутки и, поняв, что вы сочувствуете им, превратят простую процедуру в казнь для себя и для вас тоже.
Никогда не давайте лекарство силой, особенно если малыш в этот момент плачет. Он может поперхнуться, захлебнуться.
Лучше приготовьтесь подробно, но доступно ответить на вопросы сына или дочки, для чего нужно принимать таблетки и микстуры, зачем выполнять назначенные врачом процедуры. Дети любят, когда им все подробно объясняют. Разъяснение можно превратить в сказку, где главная героиня Таблетка героически сражается против полчищ зловредных микробов, которые напали на организм малыша.
Введение лекарственных средств через прямую кишку - довольно распространенный способ терапии в ситуации, когда употребление фармакологических препаратов через рот оказывается невозможным или резко затрудненным. Цель этого метода – или общее (резорбтивное), или местное действие на болезненно измененную слизистую оболочку прямой кишки. Вводят препараты в жидком виде или в форме свечей.
Введение лекарственных средств через прямую кишку имеет следующие преимущества:
- их можно вводить при любом психическом состоянии больного, ребенок не проявляет негативных стресс-реакций при введении препаратов, имеющих неприятный запах или вкус, раздражающих слизистую оболочку рта и пищевода, фармакологические вещества не подвергаются разрушительному действию пищеварительных соков желудка и тонкой кишки;
- употребление препаратов не зависит от времени приема пищи и ее характера;
- отсутствуют такие побочные реакции, обусловленные приемом лекарств, как тошнота, рвота, анорексия и другие симптомы диспепсии;
- лекарственные средства быстро всасываются через слизистую оболочку прямой кишки из-за ее выраженной складчатости и обильного кровоснабжения и в значительном количестве проникают в кровь, минуя систему воротной вены.
К недостаткам данного способа введения следует отнести невозможность его применения при поносах у детей, необходимость проведения подготовительных мероприятий (постановка очистительной клизмы, подогрев вводимого препарата и др.), негативную психоэмоциональную реакцию на такой способ.
Для введения лекарств через прямую кишку используют резиновые баллоны с мягким наконечником.
Интраректально в виде свечей (суппозиториев) вводят твердые формы препаратов, которые, под воздействием температуры тела в прямой кишке расплавляются или растворяются.
Перед введением препарата внутрь мама должна быть предельно внимательной, тщательно контролировать свои действия. Недопустимо использовать препараты с истекшим сроком годности. А также те, которые неправильно хранились, имеют признаки порчи, находятся в упаковке со стертой надписью. Если введенное лекарство вызвало у больного малыша какие-либо побочные реакции, необходимо сразу же сообщить врачу и решить вопрос о возможности дальнейшего его применения.
Ни в коем случае не позволяйте
детям играть с лекарствами, даже с витаминами – это опасно. Все таблетки и микстуры – только из рук взрослых.
Компьютер и здоровье ребенка
Остановить приход компьютерной эпохи невозможно. Уменьшить опасности, подстерегающие ребенка перед экраном компьютера, необходимо!
Родители! Отвлекитесь на минуту от своих дел и обратите внимание, как Ваш ребенок сидит за столом при работе с компьютером. Голова наклонена вперед или в стороны, плечи приподняты, некоторые дети сидят вполоборота, подавшись одним плечом вперед, изогнув позвоночник. В результате: напряжены мышцы шеи, мышцы головы, руки и плечи, что способствует развитию сколиоза.
Длительное пребывание в подобной позе приводит к застойным явлением в системе позвоночных артерий, нарушению нормального кровообращения мозга и, как следствие, может привести к головным болям, снижению памяти, болям в сердце, и к нарушениям сердечного ритма за счет перераздражения сплетений нервных узлов, расположенных вдоль позвоночного столба.
Воздействие на зрение:
Глаза регистрируют самую легкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения, появлению слезотечения, рези в глазах, коньюктивиту, быстрой утомляемости глаз. При анализе медицинских данных обследования учащихся школ отмечается, что более четверти учащихся имеют сниженную остроту зрения, а при работе на компьютере зрение еще больше ухудшается.
Перегрузка суставов кистей рук:
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникает онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки.
Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, и в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Влияние компьютера на психику ребенка:
Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных образов. Яркие картинки, динамичные ситуации и необычные герои привлекают ребенка.- Пройдя через множество компьютерных битв, победив всех чудовищ, ребенок и наяву продолжает виртуальный поединок: ставит себя выше родителей, мнит себя хозяином Вселенной.
Поскольку детская психика очень неустойчива, снижается успеваемость, дети становятся капризными и перестают интересоваться чем-либо, кроме компьютера, теряя навыки общения и социальную ориентацию в обществе.
Чтобы снизить вредное влияние компьютера на здоровье ребенка, нужно соблюдать следующие рекомендации:
1) Контролируйте время компьютерных забав. Максимальная длительность одноразовой непрерывной работы на компьютере не должна превышать:
Для детей:
- 6 лет - не более 15 минут в день;
- 8-10 лет - не более одного часа в день;
- старше 11 лет - не больше полутора часов в день, с перерывами, через каждые 15 минут.
Важным условием перерывов должен быть активный отдых: самомассаж пальцев, сжимание резинового мячика, физкульт. паузы, упражнение для глаз.
2) Необходимо выдерживать расстояние от глаз до экрана монитора, оно должно быть 60-70 см.
3) Не рекомендуется дотрагиваться до экрана руками, так как у экрана монитора образуется электростатическое поле.
4) Перед началом занятий следует протирать пыль с экрана, которая способствует увеличению потенциала электростатического поля, что отрицательно сказывается на нервной и сердечно-сосудистых системах.
5) Играть в компьютерные игры перед сном абсолютно не допустимо.
6) Надевайте на ребенка вещи из натуральных тканей, таких, как хлопок, избегайте синтетических.
7) Правильная осанка максимально разгружает мышцы и позволяет работать без утомления и усталости.
Определите подходящую высоту стула, посадите ребенка и положите руки на клавиатуру: ноги должны касаться пола или подставки, бедра чуть выше колен, спина упирается в спинку стула, а предплечья располагается параллельно полу.
8) Комната, где занимается ребенок, должна быть всегда освещена, необходимо стремиться к уменьшению контраста между светлым экраном и освещением.
При подсвете настольной лампы свет ее не должен попадать в поле зрения ребенка и отражаться на экране монитора. Лучше всего разместить лампу за компьютером, что обеспечивает рассеянное освещение вокруг него.
9) Компьютер излучает электромагнитное поле в основном с торцевой части монитора и системного блока. Поэтому его разумнее устанавливать в углу комнаты, чтобы пореже обходить вокруг. Направляйте тыловую часть монитора на внешнюю стену: часть излучения минует вас и ваших домашних.
10) Хорошо, если в комнате, где стоит компьютер, есть аквариум, растения, которые часто поливают, что повышает влажность в помещении.
Большое значение для сохранения зрения и здоровья имеет гимнастика для глаз и оздоровительные комплексы физических упражнений.
Упражнения для глаз выполняются сидя или стоя, спиной к экрану при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Физкультурная пауза повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.
Физкультурная пауза:
- Ходьба на месте 20-30 с., темп средний. И.п – основная стойка (о.с.). 1 – руки вперед, ладони книзу. 2 – руки в стороны, ладони кверху. 3 – встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
- И.п. – ноги врозь, немного шире плеч. 1-3 – наклон назад, руки за спину. 3-4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
- И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – руки за голову, поворот туловища направо. 2 – туловище в и.п., руки в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 – выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево. 4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.
- И.п. – руки к плечам. 1 – выпад вправо, руки в стороны. 2 – и.п. 3 – присесть, руки вверх. 4 – и.п. 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.