Возможно, ли сохранить здоровье ребёнка?
Ведь относительно здоровых детей рождается не более 30%подавляющее же большинство новорожденных
относятся к «группе риска». Многое зависит от того, как родители ребёнка сумеют
распорядиться здоровьем малыша на всех этапах его развития. Помочь им разобраться во всех сложностях ухода и воспитания – вот основная задача
кабинета здорового ребёнка. Основная
цель кабинета здорового ребёнка – разъяснить рекомендации участкового педиатра,
которые родители получили на приёме. Рассмотрев весь накопленный материал, я
определила основные этапы работы и обозначила их как «шаги здоровья», которые
можно соотнести с периодами развития ребёнка.
Шаг
1 – «Школа материнства»
Проводится
еженедельно по назначениям акушера-гинеколога, участкового педиатра.
Необходимые условия: наглядные пособия (стенды, таблицы), методические
материалы, оборудование кабинета
(детский уголок, предметы ухода за ребёнком).
Цели
1. ГО и ВН обучение родителей
по вопросам гигиенического ухода за
детьми раннего возраста
2. Пропаганда грудного
вскармливания.
3. 3. Профилактика различных
заболеваний детей раннего возраста.
Рекомендации
Обустройство уголка
ребёнка, требования к гигиене жилища,
уход за кожей и слизистыми оболочками, проведение воздушной,
гигиенической ванны и прогулок.Подготовка к успешной
лактации, преимущества грудного
вскармливания, техника естественного вскармливания, питание кормящей матери.Соблюдение
санитарно-гигиенических норм ухода за ребёнком, правильное вскармливание,
закаливание.
Шаг
2 – профилактическая работа с детьми первого года жизни.
Ежедневный
приём здоровых детей по направлению педиатра не менее 5 раз в год. Необходимые
условия: наглядные пособия кабинета здорового ребёнка, стенд
Цели
Консультирование родителей
по основным правилам воспитания и охраны
здоровья ребёнка.
Рекомендации
Режим дня: правильное
распределение по времени основных физиологических процессов (сон, питание,
бодрствование);
Питание:борьба за
естественное вскармливание, введение прикормов и соответственно возрасту;
Физическое воспитание:массаж, гимнастика, закаливающие процедуры;
Воспитательные воздействия:правильный подбор игрушек, проведение игр и занятий,
профилактика вредных привычек;
Контроль за
выполнением назначений педиатра по профилактике пограничных состояний (рахита,
анемии, гипотрофии);
Выдача памяток,
брошюр по воспитанию здорового ребёнка.
Шаг
3 – работа с детьми старше 1 года.
По
назначению педиатра дети 2-го года жизни – ежеквартально, 3-го года – 1 раз в
полугодие, с 3 до 6 лет – 1 раз в год.Необходимые условия: наглядные
материалы, стенды, оценочные таблицы, методические пособия для оценки
нервно-психического развития.
Цели
1.
Контроль за
нервно-психическим развитием и оценка поведения ребёнка.
2. Обучение методике устранения и профилактике возникновения вредных привычек.
3. Подготовка к
поступлению детей в ДОУ и школу.
4. ГО и ВН родителей по вопросам
гигиенического воспитания детей,профилактика заболеваний и отклонений в развитии ребёнка.
Рекомендации
Рекомендации по выбору игр и занятий, советы по коррекции
поведения ребёнка, по нервно-психическому развитию устранение вредных
привычек (сосание соски-пустышки после 12 месяцев, сосание пальцев).Разъяснение комплекса
мероприятий по организации правильного режима дня, питания, овладение навыками
самообслуживания.Разъяснение новых
комплексов гимнастики, закаливающих процедур. Вопросы гигиены полости рта Чётко и
грамотно разъяснить рекомендации педиатра помогают стандарты, разработанные
совместно с участковой службой. Это стандарты по гигиеническому уходу за
ребёнком: уход за кожей, слизистыми оболочками, туалет пупочной ранки,
гигиеническая ванна, пеленание ребёнка, техника кормления грудью, проведение
оздоровительного массажа, закаливающих процедур. На основе методических
рекомендаций по организации работы кабинета здорового ребёнка мною разработаны
стандарты по оценке нервно-психического развития детей старше 1 года.Однако работа в кабинете здорового
ребёнка не ограничивается только подготовкой родителей. Ежегодно составляется
график занятий с персоналом больницы, в частности с фельдшерами ФАПов, с
участковыми медицинскими сёстрами, с
родителями, находящимися на лечении с детьми в детском и
инфекционном отделениях,
с беременными, находящимися на лечении в терапевтическом отделении ЦРБ;
определяется тематика занятий. В основном это занятия по гигиеническому
воспитанию, о планировании желательной беременности и перенесенных заболеваниях
во время беременности, которые опасны для будущего малыша, вопросы, касающиеся
оценки нервно-психического развития и подготовки к поступлению детей в детские
дошкольные учреждения и в школу.Кабинет здорового ребёнка нашей
больницы знакомит всех желающих с содержанием работы, оформлением кабинета,
методическими материалами, документацией. Я понимаю, что от качества работы
кабинета здорового ребёнка во многом зависит эффективности профилактической
работы по охране здоровья детей и материнства. Медицинская сестра
кабинета здорового ребенка и школы материнства
Л.М.Терещенко
Скачать Методический материал "Кабинет здорового ребенка"
Секреты грудного вскармливания
Раннее прикладывание Очень важно приложить ребенка к груди сразу после рождения. Ребенок кладется маме на живот «кожа к коже». Не надо сразу пытаться дать ребенку грудь. Пусть он полежит, отдохнет. Вскоре ребенок будет готов приложиться к груди и, возможно, даже попытается ползти к груди. Затем он начнет ее обнюхивать и облизывать и только потом попытается захватить. Хорошо, если мама и малыш проведут вместе около часа. При этом происходит стимуляция выработки окситоцина, а значит и выработки молока. Окситоцин помогает маме расслабиться, способствует легкому рождению плаценты и уменьшает послеродовые кровотечение. А малыш получает иммуноглобулины, которые содержаться в молозиве. Это защищает его от инфекций и помогает скорейшему формированию собственной микрофлоры. Малыш заселяется материнскими бактериями, которые для него не опасны. Если не заселить кожу и слизистые мамиными бактериями, то на пустое место заселятся бактерии больницы, которые чужды детскому организму и могут быть опасны для него.
Совместное пребывание мамы и ребенка
Это необходимо для успешной организации ГВ и последующего вскармливания. Мама и ребенок адаптируются друг к другу, мама учится распознавать сигналы своего ребенка и удовлетворять его потребности. Когда малыш рядом с мамой, и сосет грудь без ограничений, в организме мамы усиливается выработка гормонов, отвечающих за лактацию. В идеале, ребенок вообще не должен разлучаться с мамой, а все необходимые медицинские процедуры можно провести в ее присутствии.
Кормление по требованию
Не смотрите на часы – смотрите на ребенка. Давайте грудь на каждый писк, каждое беспокойство ребенка. Большинство нужд ребенка отпадают сами собой, когда мать берет его на руки и прикладывает к груди. У мамы на руках, с грудью во рту ребенок согреется, утешится, насытится, напьется, покакает, выпустит газики, уймет боль…. На беспокойство ребенка реагируйте немедленно, не ждите, пока он расплачется по настоящему. Не бойтесь избаловать ребенка. О баловстве пока не может идти и речи. Это жизненно-важная потребность ребенка – быть у мамы на руках и сосать грудь. Позвольте делать ему это столько, сколько ему хочется. Частые кормления стимулируют выработку молока, тогда как кормление по часам приводит к сокращению молока. Кормление по требованию предполагает и требования мамы тоже. Если ваша грудь переполнена, или малыш слишком долго спит и редко сосет, мама предлагает грудь сама. Не бойтесь перекормить ребенка. Грудным молоком перекормить невозможно. Грудное молоко переваривается в течение 15-20 минут и желудок ребенка готов к получению следующей порции (тогда как смесь переваривается за 4 часа).
Грудное вскармливание
Это означает, что ребенку не следует давать ничего, кроме груди. При неограниченном доступе к груди, ребенку не нужны ни вода, ни глюкоза, ни чай. Пусть маму не смущает, что пока нет молока. Небольшое количество молозива в первые дни способно удовлетворить все потребности малыша в питании. Молозиво очень питательно, к тому же содержит большое количество иммуноглобулина, который защищает ребенка. Из-за небольшого содержания в молозиве воды, оно бережет почки ребенка. Так же молозиво обладает легким слабительным эффектом и помогает хорошо очищать организм ребенка от мекония и тем самым снижает риск возникновения желтушки. И впоследствии, до 6 месяцев ребенку не нужно ничего кроме молока.
Удобная поза
Маме необходимо удобно устроится, что бы во время кормления она могла расслабиться, ведь кормления могут быть долгими. Если мама будет располагаться в неудобной позе, то она быстро устанет, и будет получать от кормления не удовольствие, а негатив. Комфортно должно быть и малышу. Нужно следить, что бы он лежал удобно, был тесно прижат к маме, что бы ему не нужно было тянуться к груди и прилагать усилия, что бы удержать сосок во рту. Ребенок должен быть развернут к маме, что бы ему не приходилось поворачивать голову в сторону груди.
Правильный захват
Это один из самых важных аспектов. Неправильный захват может принести множество неприятностей (боль во время кормления, трещины сосков, лактостазы, недостаток молока). Поэтому очень важно изначально правильно приложить малыша к груди и затем следить, что бы захват оставался правильным. Признаки правильного захвата: ротик ребенка широко открыт; кроме соска захвачена большая часть ареолы, причем со стороны нижней губки больше, чем со стороны верхней; губки ребенка вывернуты, на нижней дёсенке можно увидеть язычок; носиком и подбородком малыш касается маминой груди; щечки надуты, при сосании не слышно цокающих звуков; после сосания сосок выглядит округлым, не сплюснутым и не скошенным. Запомните, при правильном захвате мама не должна испытывать боли. Если боль есть, ее не надо терпеть - нужно срочно править захват.
Ночные кормления
Ночные кормления необходимы, особенно в первые месяцы. Ночью происходит наибольшая выработка пролактина, который отвечает за производство молока. Поэтому, что бы молочка было достаточно, нужны прикладывания в ночное время или хотя бы в подутренние часы (с 3 до 6). Что бы ночные кормления не были в тягость, спите вместе с ребенком. Кладите его в свою кровать и кормите с удобством. Совместный сон сам по себе очень полезен для мамы и ребенка.
Смена груди
Существуют различные мнения о смене груди. Можно кормить в течении 2х часов одной грудью, а можно за одно кормление менять грудь неоднократно. Первую грудь ребенок должен сосать не менее 20-30 минут, после чего ему можно предложить вторую. Главное – не давать вторую грудь, пока ребенок не опорожнил как следует первую. И тот и другой способ предусматривает, что бы ребенок получил не только «переднее» молочко, богатое водой, лактозой, минералами и белками, но и «заднее» молочко, богатое жирами, витаминами, ферментами, факторами роста, сытости и сна.
Сцеживание
Молоко вырабатывается по потребности. Не нужно сцеживать остатки после кормления. Это лишняя трата времени и может привести к гиперлактации. Сцеживание необходимо в следующих случаях: 1) у мамы проблемы с грудью (трещины сосков, лактостаз, мастит) ,
2) избыток молока или гиперлактация (в этом случае сцеживание нужно прекращать постепенно,
3) временное отлучение, когда маме необходимо пройти лечение не совместимое с ГВ,
4) временное разлучение мамы и ребенка,
5) мама выходит на работу,
6) необходимо создать запас молока.
Уход за грудью
Не следует мыть грудь перед каждым кормлением. Достаточно один раз в день принять общий душ. Для мытья груди не используйте мыло. Оно смывает естественную смазку с сосков, сушит кожу и способствует появлению трещин. Почаще устраивайте груди воздушные ванны. Если у вас между кормлениями подтекает молоко, положите в лифчик одноразовые или многоразовые специальные впитывающие прокладки или чистые тряпочки, сложенные в несколько раз. Прокладки нужно менять достаточно часто, что бы грудь всегда оставалась сухой.
Как определить, хватает ли ребенку молока
Существует только 2 достоверных способа определить, хватает ли ребенку молока. Это так называемый «тест на мокрые пеленки» и контроль прибавки веса. Суть 1-го метода в том, что бы посчитать сколько раз за сутки писает ваш ребенок. Просто считайте пописы. И все! Если ребенок писает не менее 10 раз для девочки и 12 раз для мальчика, значит молока у вас достаточно. Нужно отметить, что в первые 2 недели количество пописов должно быть не меньше количества прожитых дней от рождения. Прибавка веса определяется раз в неделю, не чаще. Контрольные взвешивания (до и после кормления) не показательны. Они нервируют и мать и ребенка. Наполненность и, тем более, размер груди тоже не показатель количества молока. Примерно к 1,5 месяцам происходит становление лактации и грудь может быть мягкой, не переполнятся и даже казаться пустой. Это не значит, что у вас нет молока, это значит, что молока столько, сколько нужно вашему ребенку, нет излишков, да они вам и не нужны. Когда молока потребуется больше, ребенок сам отрегулирует его количество – будет прикладываться чаще, сосать интенсивнее и насосет столько, сколько нужно.
Вес
В первые дни после рождения ребенок теряет вес. Если потеря веса не более 7% беспокоится не о чем. Прибавка считается от минимального веса. До 6 месяцев минимальная прибавка веса - 500 гр. в месяц или 125 гр. в неделю. После 6 мес. ребенок начинает больше двигаться, соответственно прибавки уменьшаются. Минимум - 300 гр. в месяц. Верхняя граница прибавки веса может быть до 2х кг.
Бутылки, пустышки
Даже одна бутылочка может навредить грудному вскармливанию. Пустышка вообще лишний предмет. При необходимости дать докорм по медицинским показаниям или лекарство, бутылочку, можно легко заменить чашкой, ложкой или шприцом без иглы.
Одна из опасностей бутылочки состоит в том, что извлечь из нее жидкость легче, она практически сама течет в рот После этого малыш не хочет трудиться и добывать молоко из груди, когда его с легкостью можно получить из бутылки. Это провоцирует отказ от груди. Вторая опасность бутылки в том, что сосание груди и сосание бутылки происходят совершенно по-разному. Происходит путаница сосков и малыш начинает сосать грудь, как бутылку, захват портится и…. см. п.5
Стул ребенка
В первые дни стул ребенка черного цвета и густой. Это выходит меконий. Затем цвет и консистенция кала меняется. Обычно стул ребенка на ГВ кашицеобразный, горчичного цвета. Так же стул может быть с зеленью, слизью, крупинками. Это не должно пугать, не нужно бежать по врачам, сдавать анализы и лечить несуществующую болезнь. Таким образом проявляется дисбиоз кишечника. При рождении ЖКТ ребенка стерилен. Затем он заселяется микрофлорой. Обычно это происходит приблизительно к 6 месяцам, после чего уже можно вводить ребенку прикорм. Раньше 6 месяцев этого делать не стоит. ЖКТ ребенка просто не готов к этому.
У ребенка на ГВ в первые месяц-полтора опорожнение кишечника происходит практически после каждого кормления, затем происходит урежение стула. У некоторых детей стул урежается до 1 раза в несколько дней и это не запор. Просто грудное молоко очень хорошо усваивается. Если ребенок получает только грудное молоко, ребенка ничего не беспокоит, стул мягкий- не стоит беспокоится.
Питание мамы
Кормящей маме можно есть все, что она ела до рождения ребенка. Совершенно не обязательно сидеть на строгой диете. Существуют продукты, которые потенциально опасны и на них нужно обратить внимание. Это цельное молоко, экзотические продукты (те, которые мама не ела раньше), консервы и консерванты, общеизвестные аллергенные продукты. Вводите продукты постепенно и понемногу и смотрите на реакцию малыша.
НАЗАД В МЕНЮ