ШКОЛА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1 занятие - Что такое
мелкая моторика, значение мелкой моторики для развития ребенка. Основные этапы
развития моторных навыков руки
Мелкая моторика - это тонкие и точные
движения пальцев. Их развитие является
необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и
бытовой деятельности. Кроме того «на кончиках детских пальцев находится мышление и речь ребенка». От развития
мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров
головного мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать
движения пальцев рук, или мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание,
мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная
память, речь. Развитие навыков мелкой
моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует
использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые
необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных
бытовых и учебных действий.
Чем выше двигательная активность
маленького человечка, тем лучше развита его речь. И, наоборот, у детей с
задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики
пальцев рук.
Основные этапы развития моторных навыков
руки.
8-12 месяцев: ребенок берет мелкий
предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев) –
точный пинцетный захват;
8-13 месяцев: ребенок разъединяет предмет под контролем
зрения;
10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит
игрушку, а другой играет с ней;
10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с
предметами ( толкает игрушечную машинку);
11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»;
12-18 месяцев:
ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш,
умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутую в бумагу предметы;
13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик;
14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать
маленькие винтовые крышки под контролем
зрения;
15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец;
17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга.
Переворачивает страницы книги по одной;
17-24 месяцев:
ребенок схватывает движущийся
предмет;
18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу;
20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч,
нанизывает на шнур большие бусины;
21-24 месяцев: ребенок переливает жидкость из одной ёмкости
в другую;
22-24 месяцев: ребенок
ставит 4-6 кубиков друг на друга.
Уважаемые родители! Обнаружив у ребенка
отставание в моторном развитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь.
Займитесь пальчиковой гимнастикой.
С полутора лет развитие моторики у детей
связано с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и
развязывать узлы. Дайте ребенку веревочку, поучите, какие можно
из нее завязывать узелки. Можно приобрести специальную игрушку, в
которой объединены шнурочки, пуговки - пусть учится ими пользоваться.
У более старших детей мелкую моторику
хорошо развивает лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, ручной труд,
аппликация, оригами. Разнообразьте занятия вашего ребенка – пусть у него в
достатке будет пластилина, красок , карандашей, раскрасок. Карандаш
предпочтительней фломастера – он заставляет ребенка напрягать ручку,
пользоваться разными приемами нанесения штрихов, что очень развивает мелкую
моторику.
Что еще стоит использовать для развития
моторики:
Цветные клубки нитей для перематывания,
Мячики для тренировки мускулатуры кисти,
Наборы мелких игрушек и предметов с
разными поверхностями,
Дощечки со слоем пластилина - на них
можно выкладывать узоры из камешков,
бусин, крупы,
Счетные палочки для выкладывания узоров,
Проволочки для создания узоров и фигур.
Пусть игры будут интересными и короткими - и пяти минут
вполне достаточно для развития ребенка! Но игра должна быть
доведена до конца. Во время занятия ребенка не должны отвлекать посторонние предметы - уберите
их из поля зрения. Игрушки, с которыми
будете заниматься, не давайте для постоянных игр, иначе малыш потеряет к ним
интерес.
2 занятие -
Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры для детей до года. Упражнения для
развития мелкой моторики. Упражнения для губ, язычка и дыхания.
Трех месячный малыш вдруг замечает свои
ручки. Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается
тянуть обе руки к предмету, привлекшему его внимание. Вскоре малыш пробует
зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой
ручкой по очереди. Научить ручки послушанию необходимо, ибо наступает
пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных
предметов. Играя, карапуз развивает
двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а так же координацию
тела.
Важные
правила:
1)
Тренируйтесь с малышом ежедневно 2-3 раза в день.
2)
Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки.
3)
Хвалите малыша, ведь он так старался, тянулся, хватался.
4)
Игрушки должны быть непременно чистыми: овладев приемом «захват», малыш постарается сразу отправить добычу
в рот.
5)
Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить
ладошкой; другие - удержать всеми пальцами одной руки; третьи - только 2-3
пальчиками.
6)
Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать
ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удержать предметы.
1.
Малыш сводит обе ручки по средней линии. Захватывает одну ручку другой.
Пальчиковые игры «Веселые ручки».
Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому
лицу, а также попытки захватить одну ручку другой.
Объекты: мамино лицо, браслет из бусин,
яркий носок.
Результат: ребенок активно тянет ручки
вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.
2.
Малыш захватывает рукой свою ножку. Пальчиковые игры «Ручки и ножки».
Задача: стимулировать у малыша желание
дотронуться руками до ножек.
Игрушки: яркий носочек с бубенчиком.
Результат малыш активно захватывает
правую ножку левой рукой, и наоборот.
3.
Мелкая моторика в 4-4,5 месяцев. Малыш рукой захватывает круглые и квадратные предметы. Пальчиковые
игры « Колобки и пеньки»
Задача: вызвать у ребенка желание
захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.
Игрушки: кубики с гранью 4 см и шарики
(по 3 штуки).
Результат: малыш тянется к предмету двумя
руками (кисти раскрыты), захватывает его пальцами, поворачивает.
4.
Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры. Пальчиковые игры «Домики для гномиков».
Задача: вызвать у ребенка желание захватывать
объемные и плоские предметы, а так же манипулировать ими.
Игрушки: прямоугольные деревянные
брусочки и конусы, по три фигуры каждого
вида.
Результат: малыш тянется к увиденному предмету ( кисти рук раскрыты),
заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает её всеми
пальцами, поворачивает её в руке.
5.
Надавливаем пальчиками на поверхность игрушки. Пальчиковые игры «Пианист»
Задача: стимулировать у ребенка попытку
нажимать на клавиши инструмента, пока не удастся извлечь звук.
Игрушки: игрушечное пианино.
Результат: малыш нажимает пальцами обеих
рук на клавиши или ударяет по ним ладошками, извлекая звуки.
6.
Мелкая моторика в 5-6 месяцев. Ребенок перекладывает игрушки из одной
руки в другую. Пальчиковые игры «Мячик».
Задача: стимулировать у малыша желание
перекладывать предмет.
Игрушки: шарик диаметром 3 см.
Результат: малыш (лежа на животике или
сидя) перекладывает игрушку в руках, отдает её по просьбе взрослого.
Упражнения для развития
мелкой моторики
1.Кончик большого пальца правой руки
поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и
мизинца. То же самое левой рукой, обеими руками.
2.Пальцы рук правой руки дотрагиваются до
пальцев левой и по очереди «здороваются»
большой палец с большим, указательный с
указательным и т.д.
3.Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им «оса». Тоже самое пальцем левой руки.
4.Указательный и средний пальцы правой
руки «бегают» по столу. Тоже самое другой рукой.
Гонки.
Указательный и средний пальцы «бегают» по
столу: старт, побежали, финиш (
Варианты: каждой рукой отдельно, двумя одновременно). Обратите внимание: плечи и спина должны быть
свободными, нескованными.
Волна.
Развернуть ладошки к лицу, вытянуть плечи вверх, Под неторопливый счет
начиная с большого пальца левой руки складывать по одному пальцу к ладошке
(после левого мизинца наступает очередь правого). Затем разгибать пальцы,
начиная с большого на правой руке и дойти до большого пальца на левой.
Улитка.
Положить руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить
их. Пошевелить пальцами – рожками, вправо, влево, вниз, вверх.
Мяч.
Кисть одной из рук зажата в кулак- это мяч. Другая играет роль плоской
стенки. Бить и отскакивать мячом – кулачком по стене то одной, то другой рукой.
Поник цветок.
Раскрыть обе руки перед собой. Пальчики прямые и напряженные. Одна кисть
вдруг поникла, полностью расслабилась.
Попеременно менять напряжение и
расслабление в руках. Следите, чтобы у «сильного
цветка» все пальчики были напряжены, а у «поникшего», наоборот, кисть должна быть совершенно расслаблена, до кончиков
пальцев.