ШКОЛА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
1 занятие
Что такое осанка?
Осанка – одно из важнейших понятий для
определения положения тела ребенка в пространстве, обнаружения признаков
ортопедических заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств
позвоночника. Представление о нормальной осанке необходимо для оценки
эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий.
Осанка формируется с самого раннего
периода детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка
делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности
двигательного аппарата и всего организма.
Осанкой принято называть привычную позу
непринужденного стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного
напряжения.
Ведущими факторами, определяющими осанку человека, является положение
и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры.
Благодаря наличию физиологических изгибов (шейного и поясничных лордозов, грудного и крестцово-копчикого кифозов)
позвоночный столб человека имеет рессорные свойства, предохраняющие головной и
спинной мозг от сотрясений. Физиологические изгибы формируются в процессе
развития двигательных навыков ребенка под влиянием мышечной тяги, а их
выраженность зависит от угла наклона таза.
В дошкольном и младшем школьном возрасте
осанка имеет ещё неустойчивый характер. В периоде вторичного вытягивания, когда
резко усиливается рост тела ребенка в
длину, характерна диссоциация в развитии
костей, суставов, связок и мышц ребенка. Это диссоциация уменьшается
по мере снижения темпов роста ребенка, так как к его окончанию осанка человека
стабилизируется.
При правильной осанке, естественные
изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи
на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп
нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая.
2 занятие
Дефекты осанки
Отклонения от нормальной осанки принято
называть нарушениями, или дефектами осанки. Нарушение осанки не является
заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного
аппарата, при которых образуются
порочные условно-рефлекторные
связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.
При нарушении осанки, особенно в период роста, могут возникать стойке деформации костного скелета, ухудшается деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения, наступает расстройство нервной, двигательного аппарата, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит.
Причины дефектов осанки.
Условия окружающей среды, а также функциональное состояние мускулатуры могут повлиять на осанку ребенка. Порочные положения тела при различных позах принимает характер нового динамического стереотипа и таким образом, неправильная осанка закрепляется. К нарушению осанки у детей могут привести различные заболевания, в первую очередь рахит, гипотрофия, ожирение, инфекционные детские болезни, туберкулёзная инфекция, частые простудные заболевания, плоскостопие, а также нерациональный режим, неполноценное питание, неверно подобранные мебель дома и в школе, и неправильное ношение портфеля и т.д. Для формирования неправильной осанки весьма существенные значения имеют дефекты физического воспитания и связанное с этим плохое физическое развитие ребенка.
Виды дефектов осанки.
В сагиттальной плоскости различают
следующие варианты нарушения осанки:
I. Нарушения осанки с
увеличением физиологических изгибов
позвоночника.
а) сутуловатость – увеличение
грудного кифоза и уменьшении поясничного
лордоза;
б) круглая спина – тотальный кифоз –
увеличение грудного кифоза с почти
полным отсутствием поясничного лордоза. При сутуловатой и круглой спине
грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выстоит , ягодицы
уплотнены , лопатки крыловидно выпячены;
в) кругло-вогнутая спина – все изгибы
позвоночника увеличены, увеличен угол наклона таза. Голова, шея, плечи
наклонены вперед, живот выступает,
колени максимально разогнуты; мышцы задней поверхности бедра, прикрепляющиеся к седалищному бугру, растянуты по сравнению с
мышцами передней поверхности.
II.
Нарушения осанки с уменьшением
физиологических изгибов позвоночника:
а) плоская спина - уплощение поясничного лордоза, наклон таза
уменьшен. Грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена вперед. Нижняя
часть живота выстоит, лопатки крыловидны;
б) плоско-вогнутая спина - уменьшение
грудного кифоза при нормальном или
несколько увеличенном поясничном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота
ослаблены.
Нарушение
осанки во фронтальной плоскости называется ассиметричной осанкой. При
этом имеется выраженная ассиметрия между
правой и левой половинами туловища. Позвоночник при осмотре стоящего прямо
ребенка представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево.
Отмечается неравномерность треугольников талии. При нарушении осанки во
фронтальной плоскости одно плечо и лопатка опущены по сравнению с другой.
Профилактика нарушения осанки.
Для предупреждения нарушения осанки родители
и родственники, сотрудники ДДУ и школы
должны постоянно следить за формированием осанки у детей. Важное
значение имеют своевременное и
полноценное питание, свежий воздух, массаж и гимнастика, закаливающие
процедуры, подбор мебели в соответствии с ростом. Желательно, чтоб ребенок сам
контролировал свою осанку. Не допускайте, чтобы дети спали в мягкой постели и
постоянно на одном и том же боку. Впервые месяцы жизни не подкладывайте ему
под голову подушку. До 6 месяцев ребенку
нельзя специально придавать сидячее
положение, а до 9 месяцев ставить на ножки. С 6 месяцев, как правило, ребенок
самостоятельно начинает сидеть, а с 9 месяцев самостоятельно встает на ножки с
поддержкой. Обучая ребенка ходьбе, используйте специальные приспособления - вожжи.
Когда малыш научится ходить, не совершайте с ним длительных прогулок. Следите, чтобы
дети подолгу не сидели на корточках, за столом, на коленях у взрослых. Во время
занятий и приема пищи обращайте внимание на посадку ребенка. Для
предупреждения развития неправильной осанки следует проводить профилактику
плоскостопия, так как уплощение стопы
нарушает опорную функцию ног, что
сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Режим ребенка должен рационально сочетать подвижные и
малоподвижные занятия. Большое внимание следует уделять укреплению его мышечного аппарата. В возрасте 1 год 6
месяцев - 2 месяца рекомендуется
начинать массаж. Упражнения со сгибанием и разгибанием конечностей надо
начинать в возрасте 3-4 месяца, когда физиологическое напряжение мышц-сгибателей и мышц-разгибателей рук становится
одинаковым. С детьми 3 лет и старше проводят гимнастические упражнения,
подвижные игры, утреннюю гимнастику, совершают прогулки. Одежда во время
подвижных игр должна быть свободной и не стеснять движения. Физическая нагрузка
строго дозируется, чередуется отдыхом. Во время занятий с детьми за столом
обращайте внимание на освещенность
комнаты. При недостаточном освещении дети сутулятся, принимают неправильные позы.
Формированию правильной осанки
способствуют закаливающие процедуры. Они укрепляют здоровье ребенка, повышают
его жизненный тонус.
При сутулости полезно заниматься плаванием. Большое значение имеет достаточный сон, который дает отдых нервной системе, мышцам, уменьшает нагрузку на позвоночник, суставы ребенка.
Особенности методики физического воспитания при дефектах осанки.
Исправление различных нарушений осанки –
процесс длительный. Занятия по физическому воспитанию должны проводится
систематически, не реже 3 раз в неделю,
и обязательно подкрепляться
выполнением корригирующего
комплекса упражнений в домашних условиях.
В детских учреждениях, школах, кабинетах
лечебной физкультуры поликлиник и
диспансеров занятия корригирующей
гимнастикой с детьми, у которых имеются
нарушения осанки, проводятся группами по
10-15 человек.
В подготовительном периоде таких занятий
у детей вырабатывается представление о
правильной осанке и путем подбора специальных
и общеразвивающих упражнений создаются физиологические предпосылки для
ее формирования. В основном периоде
последовательно решаются все лечебные и воспитательные задачи.
Общие задачи решаются путем широкого
использования общеразвивющих
упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности
занимающихся.
Искривление дефектов осанки
достигается с помощью специальных упражнений. Их применение дает
возможность изменить и нормализовать угол наклона таза, нормализовать нарушенные физиологические
изгибы позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, а также положение головы,
добиться симметричного стояния плечевого пояса, укрепить мышцы брюшного пресса.
При ассиметричной осанке основную роль
играют симметричные упражнения. Они дают выраженный, положительный эффект, обеспечивая выравнивая силы мышц спины и
ликвидацию асимметрии мышечного тонуса.
Такое действие симметричных упражнений связаны с
физиологическим перераспределением нагрузки.
При дефектах осанки в сагиттальной
плоскости используются следующие упражнения: при увеличении угла наклона таза
упражнения, способствующие укреплению
мышц задней поверхности бедер, межпоперечных мышц поясницы, а также брюшного
пресса; при уменьшении угла наклона таза упражнение для укрепления мышц
поясничного отдела спины и передней
поверхности бедер.
Нормализация физиологических изгибов
позвоночника достигается в ряде случаев улучшением подвижности
позвоночника в месте наиболее
выраженного дефекта (например, в грудном отделе при сутуловатой спине).
Крыловидные лопатки и приведенные
вперед плечи могут быть исправлены при
помощи упражнении с динамической и статической нагрузкой на трапецевидные и
ромбовидные мышцы, а также на растягивание грудных мышц.
Выстояние живота устраняется упражнениями
для мышц брюшного пресса, осуществляемыми преимущественно из исходного
положения лежа на спине. Наиболее
эффективны из них такие, когда
одновременно вызывается максимальное для данного человека напряжение прямых и
косых мышц живота.
Одновременно с упражнениями для мышц
формируется навык правильной осанки. Он вырабатывается на базе мышечно-суставного
чувства, позволяющего создать нужное положение определенных частей тела. После
объяснений, необходимых для представления
о правильной осанке, и показа её приступают к выработке соответствующих
такой осанке мышечно-суставных ощущений. Для этого используют тренировки перед
зеркалом (зрительный самоконтроль); взаимоконтроль, осуществляемый
занимающимися друг за другом; принятие правильной осанки с исправлением ее
дефектов у стены, когда к мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные (во время прижатия спины, ягодиц и
пяток к стене); исправление дефектов осанки по указанию инструктора или
методиста лечебной физкультуры.