Навигация
НАШЕ ВРЕМЯ
Наше время информационный портал Чернышевского района
Статистика
МЫ В Facebook
 Наше здоровье Мы Facebook
Одноклассники
Наше здоровье- Официальная группа в «Одноклассники.ру
Статистика
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
CY-PR.com
Статистика
Яндекс.Метрика
Календарь
Медицинские праздники
Гороскоп
Loading...
Люди на сайте
Друзья

КАМЕНЬ ПАМЯТИ





Несколько лет назад в близи села Улей на шероховатой поверхности большого валуна местные жители обнаружили непонятные надписи.

Разгадать высеченные на камне письмена пытались многие, но точный ответ смог дать только священнослужитель из Костромы, с оказией побывавший в Чернышевском районе. Выяснилось , что на камне- цитата из Библии и, скорее всего, высекли ее политзаключенные, котрые в первой половине прошлого века строили в Забайкалье железнодорожную дорогу.

Репрессии 30-х годов ХХ века коснулись едва ли не каждой семьи. В то неспокойное время черный воронок, не спросив, отнимал у людей самых родных,близких, любимых, оставляя взамен горе, слезы, неведение. Было практически ликвидировано казачество.Раскулачено и обескровлено крестьянство. Совсем скоро и в нашем районе появиться место, куда мы сможем принести цветы- памятник невинно погибшим во время сталинских репрессий. 





Идея вывезти улейский камень в районный центр и установить его как напоминание о миллионах погибших в результате террора и ложных  доносов, родилась у директора  краеведческого музея В.С. Бураменского несколько лет назад. И вот в этом году при активной помощи администрации района и поселка, сделать это удалось 7 октября 2011 г 16- тонный "пассажир" прибыл в Чернышевск был доставлен на пустырь у Дома детского творчества. До того момента, когда камень назовут памятником, предстоит проделать много работы. Необходимо придать более эстетический вид территории, на которой он установлен, да и сам валун нужно привести в должный вид: обработать камнетесом, очистить от мха, грязи.


30 октября 2011 в Чернышевске  был открыт памятник 
В память жертвам Политических репрессий 














Одним из самых трагических периодов в истории района, как и всей страны, были тридцатые годы, с раскулачивание и сталинскими репрессиями. Проводя политику ускоренной коллективизации, партийные и советские органы  прибегали к массовому выселению кулаков и членов их семей.  Кулаками объявляли тех, кто не хотел вступать в колхоз, кто имел крепкое хозяйство и сам трудился на земле, не покладая рук.

     Только по установленным данным в 1931 году из района было веселено 137 семей в количестве 661 человека. В 1933 году – ещё 54 семьи. Всего за годы коллективизации было выселено: из Бушулея – 18семей; Старого Олова – 19 семей; Утана- 45 семей; Нового Олова, Алеура и Кадаи по 10 семей; из других сел тоже выселяли, но в меньшем количестве. У раскулаченных отбирали все, что они имели, вплоть до личных вещей и продуктов питания, ссылали их в Красноярский край на  лесозаготовки.

     Вот воспоминания  Рахманина Дмитрия Константиновича :«Летом 1931 года подогнали запряженные лошадьми подводы, сопровождаемые военными людьми верхом на лошадях с нагайками. Погрузили нас на подводы и увезли на разъезд Алеур. Столкали в теплушки, как не людей, а скот  повезли долгой мучительно-жуткой дорогой. Ужасная жара, нет воды попить, невозможно представить, сколько вокруг было этого бесчеловечного злодеяния, горя, слез, проклятий и отчаяния. В Красноярском крае был построен лагерь с бараками, высокой оградой и часовыми по углам. Постелей не было, дощатые нары и всё. Жуткие условия жизни были в этих лагерях, люди были брошены на вымирание. Многие чернышевцы навсегда остались там». Не успели оправиться от коллективизации, пришла вторая волна репрессий – 1937 и 1938 годов, которая продолжалась до 1953 года. Жертвами сталинских репрессий стали миллионы советских людей. В этот список попадали не только видные политические деятели, ученые, инженеры, партийные советские работники, но и простые граждане – врачи, учителя, чабаны, рабочие, и люди разных вероисповеданий (христиане, мусульмане, буддисты).

      В Чернышевском районе было репрессировано свыше 600 человек, 250 человек были расстреляны. Людей арестовывали по вымышленным обвинениям, к ним широко применялись методы физического воздействия, многие невинные заключенные, не выдержав пыток, умирали в процессе следствия. Безвинных людей, прошедших через сталинские репрессии не только унижали, их ещё и оклеветали, объявив «врагами народа». Тяжелая была судьба и родственников осужденных. Они считались людьми второго сорта. Силами политических заключенных в нашем районе были построены вторые пути (БАМЛАГ) Забайкальской железной дороги, объекты инфраструктуры (вагонное и локомотивное депо, здание вокзала в Чернышевске, объекты социального назначения – школы, больницы, водовод в Чернышевске и Зилово). Этими объектами мы пользуемся и сейчас. Особенно большой лагерь политзаключенных находился в Букачаче, где отбывали свой срок заключенные со всего советского Союза. Много могил разбросано по чернышевской земле, где нашли своё последнее пристанище сотни заключенных, которых так и не дождались их родственники. Немало было сделано в советское время по восстановлению справедливости по отношению к безвинно пострадавшим людям. На официальном уровне была осуждена сталинская политика того времени. Были созданы в регионах комиссии по реабилитации жертв политических репрессий.

      Завершить своё повествование  я хочу словами Игоря Леонидовича Поля :«Немало сделано для правды о том страшном времени, ну что стоит довести это святое дело до конца и всенародно увековечить добрые имена и светлую память миллионов безвинно погибших,  воздвигнуть им повсеместно памятники как символические могилы, как знаки скорби, как зримое назидание живущим и потомкам об уроках истории, о чем никому и никогда нельзя забывать, чтобы этого никогда и нигде не могло повториться. Оглянись со скорбью, человек и помни – именно для этого  и был открыт в нашем поселке  памятник жертвам политических репрессий.


Улейские камни



ТАЙНЫ УЛЕЙСКИХ КАМНЕЙ
На юге Чернышевского района недалеко от старинного, в прошлом очень большого казачьего села Улей, образованного тунгуса в 1700 годах, находится удивительный каменный массив, названный местными жителями Ушивка. Огромные каменные глыбы сплошь покрытые разноцветными лишайниками, странные дырявые камни, лежащие почти у начала подъема гористого перевала, сразу же привлекают внимание посетителей. На каменном «море» растут причудливые деревья, удивляя своей магией и необычной красотой. Художник Гоген мог бы, пожалуй, написать здесь один из шедевров этой поистине сказочной местности. Гордое величие этих камней впечатляет. Наша машина, быстро пожирая километры, подъезжала к малюсенькому вымирающему селу, расположившемуся на широком лугу посреди ароматного леса, реки Алеур, звонких ручьев и озер. Рано утром загадочную деревеньку, словно в подтверждение какого-то таинства, окутал туман, как мистический знак, который лежит на этой земле. От чистого воздуха в округе голова кружится. Судьба привела нас в первый стоящий у проселочной дороги дом, к старейшему жителю Улея Степанычу. Его усадьба времен позапрошлого века сразу бросилась в глаза. Дедуле почти восемьдесят лет, но он бодр и ещё не лишён былой мужской привлекательности. Ко всему прочему, хозяин дома оказался интересным собеседником и, как все жители этой станицы, заядлым охотником и рыбаком. Живёт Степаныч совсем один в своём деревянном доме с низкой скрипучей дверью и русской печкой. По старинным казачьим устоям, входя в дом, нужно было обязательно поклониться хозяевам, потому и двери в этих домах казаки всегда делали низкими, чтобы не нарушать своих традиций. Дед в огороде полол траву. - Доброе утро, хозяин! Бог в помощь! Не уделите нам немного времени? Мы здесь проездом, увлекаемся краеведением, фотографией и хотели бы немного узнать что-нибудь о горном массиве, который расположен тут недалеко от вас - Дед смерил нас зорким взглядом охотника и, выдержав небольшую паузу, пригласил к себе в дом. Внешность и манеры потомственного казака бросались в глаза. Было заметно, что в доме его давно не хватает заботливой женской руки, но по-мужски всё было прибрано. Представившись, кто мы, откуда и показав несколько своих фотографий, через некоторое время нам удалось расположить к себе деда. И рассказал нам Степаныч удивительную историю. Не то сказку, а не то быль… Родная бабка Степаныча – отчаянная забайкальская казачка Ульяна очень любила своего внука и не позволяла его строгим родителям пороть шустрого шалуна за его разные проделки. Носила баба Уля широкую цветастую юбку и всякий раз прятала там от побоев либимого сорванца под необъятным её подолом. Степаныч с гордостью показал нам большие уже пожелтевшие от времени портреты бравого красавца – своего деда Степана в военной казачьей форме, совершенную свою копию, и бедовой, тогда ещё молодой Ульяны. По ночам перед сном внук часто слушал бабушкины тунгусские сказки, рассказы о шаманах, истории об охотниках тунгусах, а ещё о кочевниках улусах, что замерзли однажды в этих лесах вместе со своими оленями, не дойдя несколько километром до села. Но больше всего нравилось слушать мальцу о волшебных «ушастых» камнях на каменном массиве Ушивке и о загадочных четырех статуях из камня, которым поклонялись тунгусы-кочевники на Улейских горах. Сказывала бабуля, что не каждому было дано найти эти бурханы иноверцев, потому как местечко то необычное, а если кто найдет его, тому счастье улыбнется. Идолы эти имеют силу необыкновенную – смотреть на них можно, а подойти близко, нет. Страшный шаманский заговор не пустит, да птица «эле» – большой орел, что верно стережет их, и выклюет глаза тому, кто попытается прикоснуться к ним. Жила когда-то очень давно на высоте этих гор сильная шаманка по имени Бушулея, людей лечила, заговоры разные знала. Люди поговаривали, что это именно её шаманский наговор был сделан на идолов этих. На месте том, где боги тунгусские стоят, можно побывать лишь однажды, и больше дорогу к ним уж никогда не вспомнишь. В селе Улей в те годы жила казачка Пелагея. Рассказывала женщина эта, что видела она этих идолов тунгусских однажды, когда была ещё девчонкой. Девяносто пять лет отжила бабуля и не разу не болела, прожив добрую хорошую жизнь. Однажды старший брат Степаныча Виктор, когда пас баранов на Ушивке, вдруг заметил, что все животные в одном месте столпились и стоят, как вкопанные, словно держит их там что-то. Подошёл посмотреть, в чем дело и увидел ороченских вырубленных каменных идолов, о которых в детстве баба Ульяна рассказывала, да так и обомлел. Похожи они были на чудовищ с большими головами птиц со страшными хищными клювами, как у коршуна. Деревья вокруг этого места все корявые, да старые, и корнями своими оплетали камни вокруг. Хотел было братка поближе рассмотреть этих чудищ невиданных, как вдруг появился в небе большой коршун. Бараны, насторожившись, побежали прочь, а за ними и пастух со страху, вспомнив предостережения бабушки Ульяны о птице эле. Рассказал Виктор такую невидаль Степанычу и решили братья ещё раз сходить на это место, чтобы посмотреть на необычную находку. Но как не искали мужички, всё одно ничего не нашли. В детстве бабушка своих внуков часто водила на красивый горный массив Ушивка и рассказывала то ли сказку, то ли народное предание об этих удивительных замысловатых камнях на Улейских горах, которую и пересказал нам, как помнил, Степаныч. «Однажды боги решили сделать горы для людей, чтобы на них жили разные звери, на которых могли бы промышлять охотники. Много уже сделали они таких божьих высот и устали от своей работы. Решили тогда взрослые попросить детей своих докончить эти творения, а сами пошли отдыхать. Деткам в радость было попробовать силы свои в делах взрослых и быстро взялись они за новую работу. Наносят боги-дети кучу камней, набьют в них молоточком отверстия и добавят в них глины, чтобы соединить все камни в горы высокие, да и сбросят их на землю. Где те божьи камни упадут, там горы вырастут на земле величественные. Но дети и есть дети, в играх они забывали в камни те глины подсыпать, и бросали их просто так, без глиняной связки. Взрослые боги оставляли такие отверстия «уши» только на самых высоких горах, чтобы можно было слышать через них просьбы самых упорных людей, кто мог подняться на такую высоту. Люди такие камни «ушастыми» называли. Дети-боги рассыпали свои волшебные камни у самого подножья горных перевалов и каменных массивов. По величине они совсем небольшие, не выше человеческого роста и имеют множество сквозных отверстий. Молодые боги всегда добрее и жалостливее взрослых и потому все людские прошения исполняют непременно. Когда взрослые проснулись, их дети уже закончили свою работу и исправить потом ничего было нельзя. Где детки больше всего играли и забывались в шалостях, остались на земле лежать, вот такие редкие волшебные «всёслышащие» дырявые камни. Рассказал однажды дух леса об их волшебстве тунгусам, вот с тех самых пор и повелось среди мирских людей в эту местность ходить, чтобы просить у богов исполнения их желаний. Потому и назвали люди эти загадочные горы Ушивкой, так как камни здесь волшебные лежат и имеют «Божьи уши» для людских прошений. По убеждению бабушки Ульяны, приходить на Ушивку для свершения ритуала исполнений своих наболевших просьб можно только ближе к закату и найдя такой камень, нужно обнять его, навалившись на него всем своим телом и, рассказав на «ушко» своё сокровенное прошение, закончить речь словами «и камень с плеч». По людским поверьям вместе с тяжестью самого волшебного камня с человека уходит в землю и груз его наболевших неприятностей и даже недугов. Наслушавшись рассказов о загадочных явлениях и тайнах каменного массива под названием Ушивка, мы вернулись на улейский горный перевал и, действительно, нашли эти самые волшебные «Божьи камни», а испытав на себе их действие, были приятно удивлены таким очевидным, но невероятным открытием. И хоть мы и не обнаружили здесь мистических тунгусских идолов, так как территория массива велика и имеет весьма приличную высоту, хочется верить, что они сохранились, несмотря ни на что, до наших дней. Бывали мы тут несколько раз, и нашли на самой высоте этой красивой местности других огромных, прямо-таки мистических каменных монстров, напоминающих выросшие прямо из земли головы причудливых чудищ. Одни очень походили на головы птиц, другие на тела животных. За многие тысячелетия ураганные ветры и проливные дожди воздвигали изваяния камней, скал, утесов, но люди придумывали свои сказки, легенды, представляя мир своими глазами, в которых и рождались вот такие народные сказания. Видимо, удивляясь разным причудливым камням, родился у людей Улея этот миф или народное предание об Улейском каменном массиве под названием Ушивка. Коренное население Забайкалья тунгусы молитвенные плиты называют Улэ, а словом «эле» называли они большого орла. Может быть, именно с этим фактом и было связано название села Улей? И похоже, что здесь действительно были когда-то, а может быть, и сейчас ещё прячутся упомянутые бабушкой Ульяной тунгусские идолы. Скорее всего, они находятся где-то очень высоко на этом каменном массиве, ведь эвенкийское слово «шеваки», очень похоже на Ушивку, и переводится с эвенкийского языка как «место для молитвы». Проезжая по дороге мимо Улейских гор, мы обратили внимание на большую птицу, похожую на орла, плавно парящую в небесах над высокими причудливыми камнями Ушивки. Сделав пару грациозных кругов, она присела на высоте своего насеста на самом пике каменного массива, который можно было видеть. Похоже, это птица «эле», упомянутая местной казачкой Ульяной дала нам о себе знать. Это был добрый знак. Давным-давно тунгусы называли крупного орла, который был способен поднять в воздух даже молодого барашка, словом «эле». С незапамятных времен орел считается священной птицей у местных народов Забайкалья. У идолов (бурханов), напоминающих орлов проводили тунгусы свои национальные ритуалы и обряды. Как красив наш край и сколько в нём ещё неразгаданных загадок! Остановись путник, прислушайся, посмотри вокруг и всё вокруг оживет яркими красками. Сама история, протянув свою руку, позовет вас за собой в мир загадок и далекого прошлого дремучего и юного Забайкалья.
Малахова О.А. – сотрудник краеведческого музея








  
 

 
 
Бесплатная реклама - Наше здоровье
    
    
 
 
  
 
 
 
 Для блога (HTML) 
  

 Для форума (BB-Code) 
  

 Прямая ссылка 
  

 
 
 
МЫ В КОНТАКТЕ
 Наше здоровье Мы В КОНТАКТЕ
Местное время
Профиль

Здоровая Россия
Здоровая Россия»- портал о здоровом образе жизни
Наше здоровье
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни

Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни

Друзья портала








 




Местная доска бесплатных объявлений п.Чернышевск




Чернышевский краеведческий музей –официальный сайт 




МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО





Поиск на портале
Новости
За здоровый образ
Онлайн гости

НАШЕ ЗДОРОВЬЕ портал о здоровом образе жизни © 2017
НАШЕ ЗДОРОВЬЕ  ИНФОРМАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Посвящается отделению медицинской профилактики ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" (2005-2012 г.г.) 

Используются технологии uCoz