Навигация
НАШЕ ВРЕМЯ
Наше время информационный портал Чернышевского района
Статистика
МЫ В Facebook
 Наше здоровье Мы Facebook
Одноклассники
Наше здоровье- Официальная группа в «Одноклассники.ру
Статистика
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
CY-PR.com
Статистика
Яндекс.Метрика
Календарь
Медицинские праздники
Гороскоп
Loading...
Люди на сайте
Друзья
  

Развитие социально-психологической готовности ребенка к школе

В современных условиях школа выдвигает серьезные требования к семье и ребенку и прежде всего это:

  • Физическое здоровье и выносливость
  • Психофизиологическая зрелость ребенка
  • Умственное развитие
  • Социально-психологическое развитие

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:

  • по концентрации внимания
  • развитию мелкой моторики
  • сенсомоторной координации
  • способности ребенка иметь образные представления
  • по развитию анализаторов

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Способность ребенка понимать сказанное, пользоваться собственной речью и умение сравнивать, обобщать, классифицировать.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Социально-психологическая подготовка ребенка к школе выражается в готовности к новым социальным отношениям к учебному сотрудничеству, осознанию важности учения.

Воспитатели, родители, учителя должны своим настроением, отношением, примером заразить ребенка безусловным уважением к учителю, чувством важности и интересности учения.

Дети заранее должны быть ознакомлены с ролью ученика, с его правилами, обязанностями, атрибутами.

В целях профилактики конфликтов и дезадаптации полезно объяснить ребенку, что все в школе подчиняетсяПРАВИЛАМ.

Хороший ученик не тот, кто много знает, а тот, кто стремится и умеет выполнять правила.

Нередко детей необходимо учить планировать свою работу, контролировать её и оценивать.

Приучите вашего ребенка или ученика повторять задания, рассказывать Вам, что и как он собирается делать. Некоторые дети очень болезненно воспринимают критику, оценки.

Нужно разъяснить ребенку, что оцениваются усилия и старания, а не то – хороший ты или плохой.

Отметки ставят не потому, что любят или нет, а потому, что есть такое ПРАВИЛО.

Родители и учителя могут быть обречены на неуспех в своих усилиях обучить ребенка, если он лишен уверенности в себе и не умеет преодолевать трудности.

У ребенка рано может возникнуть иллюзия, что он ничего не умеет, что у него все равно ничего не получится, что все остальные лучше него, он плохой и его не любят.

Родители и учителя должны объяснить ребенку, что неудачи – это такая же реальность, как и успех, что они бывают у всех обязательно, что, если у тебя что-то не получается, важно потренироваться и попробовать еще раз. Такой ребенок нуждается в психологической поддержке во многих ситуациях.

Ему нужно помогать не словами, а личным примером терпения и старания.

Первое время целесообразно специально создавать ситуации гарантированного успеха, обращая внимание на победы, а не на неудачи.

Преодолевать тревогу и неуверенность помогут:

  • проявление внимания к интересам ребенка
  • внимательное выслушивание его мнения
  • совместные дела
  • телесный контакт (прикосновение, обнимание, похлопывание)
  • обращение к нему за советом
  • совместный досуг
  • проявление доверия и поддержки

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.

Взаимоотношения между учащимися существенно отличаются от тех, которые складываются в группе детского сада.

Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка успеха в учебе.

Вместе с тем, совместное участие в обязательной деятельности порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на основе общей ответственности.

Школьнику совершенно необходим тот комплекс новых качеств, который образует УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ.

В понятие «УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ» входят:

  • понимание смысла учебных задач и их отличия от практических
  • осознание способов выполнения действий
  • навыки самоконтроля и самооценки

Большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка без чего он не сможет:

  • сознательно регулировать свое поведение
  • подчинять его решению учебных задач
  • организованно вести себя на уроке

Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем цели.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает НЕСКОЛЬКО ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ СТОРОН.

Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире:

  • о предметах и их свойствах
  • о явлениях живой и неживой природы
  • о людях, их труде и других сторонах общественной жизни
  • о моральных нормах поведения

Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости.

Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным:

  • грамотой
  • счетом
  • решением арифметических задач

Что же касается навыков чтения, счета, решения задач, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы.

Навык чтения повышает уровень готовности к школе только при условии, что чтение является СЛИТНЫМ ИЛИ ПОСЛОГОВЫМ.

Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затрудняет работу учителя, так как ребенка придется переучивать.

Так же обстоит дело и со счетом – он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа и бесполезным или даже вредным, если усвоен механически.

Особенно высокие требования предъявляются к мышлению ребенка.

Он должен уметь:

  • выделять существенное в явлениях окружающей действительности;
  • уметь сравнивать, видеть сходное и отличное;
  • рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

Жизнь в условиях школы по сравнению с условиями в дошкольном учреждении может привести к тому, что ребенок в младших классах будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию.

Надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, самому отвечать за свои поступки.

Если отношение взрослого к ребенку по поводу его успехов в учении строится в плане сравнения одного ребенка с другим, то у младшего школьника может возникнуть установка на достижение успеха для себя и отчуждение от одноклассников.

Это сразу же проявится в поведении (зависть, конкуренция).

Если взрослый учит сопереживать, умению радоваться успехам другого и разделять неудачи, то такая позиция развивает в ребенке потребность в товариществе.

Все движения личности ребенка, который по социальному статусу является младшим школьником, есть условия второго рождения его личности, когда начинает устанавливаться его мировоззрение и вырабатываться жизненная гражданская позиция.

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Если ребенку трудно учиться или справляться с другими школьными требованиями, говорят о различных проявлениях ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ.

Школьные проблемы ребенка становятся настоящей трагедией для всей семьи.

Причин низкой школьной успеваемости множество:

  • нездоровье ребенка со сниженной работоспособностью;
  • сниженная обучаемость;
  • задержка развитие без явных признаков болезни;
  • невротическое развитие с глубокими переживаниями, тревогой и нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • индивидуально-типологические особенности ребенка, существенно отличающие его от остальных ребят и затрудняющие работу учителя с классом, например, заторможенность, сверхподвижность, неконтактность;
  • педагогическая запущенность, т.е. дефицит знаний и представлений ребенка.

Данные причины, к счастью, имеют место у небольшого числа детей.

Ведущей причиной школьных проблем большинства детей выступает их недостаточная подготовленность к школе.

Дети, не получившие дополнительной педагогической помощи в дошкольном детстве, но остро нуждающиеся в ней, заведомо обрекаются на школьные неуспехи.

Нередко оказывается достаточным несколько месяцев неудач, чтобы ребенок навсегда потерял интерес к школе, веру в себя и доверие к людям.

Таким образом, успешное приобщение ребенка к школьным требованиям определяется его общим развитием в семье, а затем качеством оказания помощи в детском саду.

Не позднее, чем с 5 лет, следует специально формировать систему «Учебные способности школьника», компенсируя нарушенные в ходе индивидуального развития звенья.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ЖЕЛАЮЩИМ ПОМОЧЬ СВОИМ ДЕТЯМ ЛЕГЧЕ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЕ

  • Радуйтесь своему ребенку.
  • Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, одобрительным тоном.
  • Когда ребенок говорит, слушайте его сочувственно и внимательно.
  • Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  • Будьте терпеливыми.
  • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
  • Не скупитесь на награду, похвалу и поцелуй.
  • Поощряйте любознательность и воображение Вашего ребенка.
  • Поощряйте игры с другими детьми.
  • Старайтесь проявлять интерес к тому, что ребенку нравиться делать.
  • Посещайте специальные группы для родителей с детьми в учебных центрах, библиотеках, школах.
  • Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения книг, газет, журналов.
  • Не теряйте чувство юмора.
  • Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Психолог

Н.А. Великанова


МЫ В КОНТАКТЕ
 Наше здоровье Мы В КОНТАКТЕ
Местное время
Профиль

Здоровая Россия
Здоровая Россия»- портал о здоровом образе жизни
Наше здоровье
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни

Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни

Друзья портала








 




Местная доска бесплатных объявлений п.Чернышевск




Чернышевский краеведческий музей –официальный сайт 




МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО





Поиск на портале
Новости
За здоровый образ
Онлайн гости

НАШЕ ЗДОРОВЬЕ портал о здоровом образе жизни © 2017
НАШЕ ЗДОРОВЬЕ  ИНФОРМАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Посвящается отделению медицинской профилактики ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" (2005-2012 г.г.) 

Используются технологии uCoz