Развитие социально-психологической готовности ребенка к школе
В современных условиях школа выдвигает серьезные требования к семье и ребенку и прежде всего это:
- Физическое здоровье и выносливость
- Психофизиологическая зрелость ребенка
- Умственное развитие
- Социально-психологическое развитие
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:
- по концентрации внимания
- развитию мелкой моторики
- сенсомоторной координации
- способности ребенка иметь образные представления
- по развитию анализаторов
УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Способность ребенка понимать сказанное, пользоваться собственной речью и умение сравнивать, обобщать, классифицировать.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Социально-психологическая подготовка ребенка к школе выражается в готовности к новым социальным отношениям к учебному сотрудничеству, осознанию важности учения.
Воспитатели, родители, учителя должны своим настроением, отношением, примером заразить ребенка безусловным уважением к учителю, чувством важности и интересности учения.
Дети заранее должны быть ознакомлены с ролью ученика, с его правилами, обязанностями, атрибутами.
В целях профилактики конфликтов и дезадаптации полезно объяснить ребенку, что все в школе подчиняетсяПРАВИЛАМ.
Хороший ученик не тот, кто много знает, а тот, кто стремится и умеет выполнять правила.
Нередко детей необходимо учить планировать свою работу, контролировать её и оценивать.
Приучите вашего ребенка или ученика повторять задания, рассказывать Вам, что и как он собирается делать. Некоторые дети очень болезненно воспринимают критику, оценки.
Нужно разъяснить ребенку, что оцениваются усилия и старания, а не то – хороший ты или плохой.
Отметки ставят не потому, что любят или нет, а потому, что есть такое ПРАВИЛО.
Родители и учителя могут быть обречены на неуспех в своих усилиях обучить ребенка, если он лишен уверенности в себе и не умеет преодолевать трудности.
У ребенка рано может возникнуть иллюзия, что он ничего не умеет, что у него все равно ничего не получится, что все остальные лучше него, он плохой и его не любят.
Родители и учителя должны объяснить ребенку, что неудачи – это такая же реальность, как и успех, что они бывают у всех обязательно, что, если у тебя что-то не получается, важно потренироваться и попробовать еще раз. Такой ребенок нуждается в психологической поддержке во многих ситуациях.
Ему нужно помогать не словами, а личным примером терпения и старания.
Первое время целесообразно специально создавать ситуации гарантированного успеха, обращая внимание на победы, а не на неудачи.
Преодолевать тревогу и неуверенность помогут:
- проявление внимания к интересам ребенка
- внимательное выслушивание его мнения
- совместные дела
- телесный контакт (прикосновение, обнимание, похлопывание)
- обращение к нему за советом
- совместный досуг
- проявление доверия и поддержки
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.
Взаимоотношения между учащимися существенно отличаются от тех, которые складываются в группе детского сада.
Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка успеха в учебе.
Вместе с тем, совместное участие в обязательной деятельности порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на основе общей ответственности.
Школьнику совершенно необходим тот комплекс новых качеств, который образует УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ.
В понятие «УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ» входят:
- понимание смысла учебных задач и их отличия от практических
- осознание способов выполнения действий
- навыки самоконтроля и самооценки
Большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка без чего он не сможет:
- сознательно регулировать свое поведение
- подчинять его решению учебных задач
- организованно вести себя на уроке
Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем цели.
Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает НЕСКОЛЬКО ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ СТОРОН.
Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире:
- о предметах и их свойствах
- о явлениях живой и неживой природы
- о людях, их труде и других сторонах общественной жизни
- о моральных нормах поведения
Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости.
Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным:
- грамотой
- счетом
- решением арифметических задач
Что же касается навыков чтения, счета, решения задач, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы.
Навык чтения повышает уровень готовности к школе только при условии, что чтение является СЛИТНЫМ ИЛИ ПОСЛОГОВЫМ.
Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затрудняет работу учителя, так как ребенка придется переучивать.
Так же обстоит дело и со счетом – он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа и бесполезным или даже вредным, если усвоен механически.
Особенно высокие требования предъявляются к мышлению ребенка.
Он должен уметь:
- выделять существенное в явлениях окружающей действительности;
- уметь сравнивать, видеть сходное и отличное;
- рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Жизнь в условиях школы по сравнению с условиями в дошкольном учреждении может привести к тому, что ребенок в младших классах будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию.
Надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, самому отвечать за свои поступки.
Если отношение взрослого к ребенку по поводу его успехов в учении строится в плане сравнения одного ребенка с другим, то у младшего школьника может возникнуть установка на достижение успеха для себя и отчуждение от одноклассников.
Это сразу же проявится в поведении (зависть, конкуренция).
Если взрослый учит сопереживать, умению радоваться успехам другого и разделять неудачи, то такая позиция развивает в ребенке потребность в товариществе.
Все движения личности ребенка, который по социальному статусу является младшим школьником, есть условия второго рождения его личности, когда начинает устанавливаться его мировоззрение и вырабатываться жизненная гражданская позиция.
ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Если ребенку трудно учиться или справляться с другими школьными требованиями, говорят о различных проявлениях ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ.
Школьные проблемы ребенка становятся настоящей трагедией для всей семьи.
Причин низкой школьной успеваемости множество:
- нездоровье ребенка со сниженной работоспособностью;
- сниженная обучаемость;
- задержка развитие без явных признаков болезни;
- невротическое развитие с глубокими переживаниями, тревогой и нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- индивидуально-типологические особенности ребенка, существенно отличающие его от остальных ребят и затрудняющие работу учителя с классом, например, заторможенность, сверхподвижность, неконтактность;
- педагогическая запущенность, т.е. дефицит знаний и представлений ребенка.
Данные причины, к счастью, имеют место у небольшого числа детей.
Ведущей причиной школьных проблем большинства детей выступает их недостаточная подготовленность к школе.
Дети, не получившие дополнительной педагогической помощи в дошкольном детстве, но остро нуждающиеся в ней, заведомо обрекаются на школьные неуспехи.
Нередко оказывается достаточным несколько месяцев неудач, чтобы ребенок навсегда потерял интерес к школе, веру в себя и доверие к людям.
Таким образом, успешное приобщение ребенка к школьным требованиям определяется его общим развитием в семье, а затем качеством оказания помощи в детском саду.
Не позднее, чем с 5 лет, следует специально формировать систему «Учебные способности школьника», компенсируя нарушенные в ходе индивидуального развития звенья.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ЖЕЛАЮЩИМ ПОМОЧЬ СВОИМ ДЕТЯМ ЛЕГЧЕ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЕ
- Радуйтесь своему ребенку.
- Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, одобрительным тоном.
- Когда ребенок говорит, слушайте его сочувственно и внимательно.
- Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
- Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
- Будьте терпеливыми.
- Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
- Не скупитесь на награду, похвалу и поцелуй.
- Поощряйте любознательность и воображение Вашего ребенка.
- Поощряйте игры с другими детьми.
- Старайтесь проявлять интерес к тому, что ребенку нравиться делать.
- Посещайте специальные группы для родителей с детьми в учебных центрах, библиотеках, школах.
- Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения книг, газет, журналов.
- Не теряйте чувство юмора.
- Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Психолог
Н.А. Великанова