Навигация
НАШЕ ВРЕМЯ
Наше время информационный портал Чернышевского района
Статистика
МЫ В Facebook
 Наше здоровье Мы Facebook
Одноклассники
Наше здоровье- Официальная группа в «Одноклассники.ру
Статистика
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
CY-PR.com
Статистика
Яндекс.Метрика
Календарь
Медицинские праздники
Гороскоп
Loading...
Люди на сайте
Друзья

село Утан
Чернышевский район



Среди  развесистых  черёмух  с  гроздьями  чёрных  ягод  и  трепещущих  берез,  в  которых  всегда  живет  весна,  где  висят  сиреневые  закаты  над  золотоносной рекой  Куэнгой, а  по извилистым речным берегам  красуются  на  тоненьких  стебельках  красные  головки  клевера  и жёлтых  маков,  раскинулся большой  бывший  казачий  поселок  Утан,  называвшийся  ранее  селом  Кожино.  Даль  душистых  грибных  лесов,  равнины  полян  в  веснушчатых  саранках  и  в сладкой  землянике,  песчаные  берега  реки  Куэнги    окрестностей  Утана,  всегда  притягивают  сюда  людей  со  всего  района.  Красота  природы  этих  мест  никого  не   оставляет  равнодушными.Загадочное  название  села  Утан  происходит  от  эвенкийского  слова  «ута»,  что  переводится  как  «дитя»,  «дитятко»,  плюс  окончание «-н». Может, детище  месторождения?  В  своих  сказках  песнях и  просто  в  быту  тунгусы, обращались  к  малым  детям,  применяя  это ласкательное выражение.  Эвенкийская  культура всегда  была, богата  своими  легендами,  сказаниями, былинами, поэтому  не  исключено,  что  перевод  этого  селения  звучит  именно  так.  Учитывая,  что  соседнее  эвенкийское  село,  образованное   двумя  братьями  князя  Гантимура и звучит  на  русском  языке,  как  «серебряная  вода», то  возможно,  и  здесь  не  обошлось  без  сказки  про  серебряные  подземные  ручьи  или  серебряные  стрелы,  а  может быть  тут  обжились  дети  Гантимуровых  старших.   Сама  утанская  равнина  тунгусами  была  названа  Утан,  а  русские  люди,  которые  поселились  здесь  по  близости  с  эвенкийскими  юртами  кочевого  народа,  назвали  свое  пристанище  Кожино,  скорее  всего  по  фамилии  первых  переселенцев  основателей  Утана,  но  тем,  ни  менее   в  последствие  этому  селу  вернулось  его  первоначальное  название. 

Проезжая,  по  улицам деревеньки  невольно  встречаешься  глазами  со  старинными  деревянными  пятистенками  и  ощущаешь  дыхания  истории,  оживляющую  в  общем    внешнем   облике  села прежнюю  казачью  культуру  и  традиции  местного  населения.  Крепко  раньше  живали  казаки  в  забайкальских  селах.    Разводили  молодняк,  лошадей.  Устраивали  скачки,  конные  бега,  где  военные  казаки  демонстрировали  свою  удаль,  сноровку  и  силу,  а  во время  страды  работали  от  зари  и  до  зари, выращивая  хлеб  овощи,  да  приговаривали:  «Как  потопаешь – так  и  полопаешь». Приведу  для  наглядности  такой  пример.  Семья  Черепанова  А.В.  имела  50  лошадей,  96  голов  крупного  рогатого  скота,  85  овец.  Спешу сразу  отметить,  что  казакам  разрешалось  использовать  наемный  труд  (работников), но только  как  вспомогательную  силу.   Люди  были  великие  труженики,  весь  год  в  казачьих  семьях  был  расписан в  жестких   сроках,  и  кто  много  работал  не  покладая  рук,  те  жили  зажиточно.  В  старину,  бывало,  говаривали: «как  крепок  быт  казачий, так устойчивы  и  нравы  там».  Семьи  были  обычно  многодетными,  зато  это  позволяло  справиться  со  всеми хозяйственными  работами  и  вовремя  выплачивать  налоги.  Для  освоения  больших  земель казакам приходилось  отвоевывать  её  у  леса,  и  только  тот,  кому  пришлось  на  долю  выкорчёвывать  пни  из  землицы  без  всякой  механизации,  знает,  почём  бывает  чёрный солёный  пот.   После  тяжёлого  труда – непременно была русская  банька с  берёзовым  веничком  да с  особым  камнем  «воронцом»,  раскаленным  добела.  От  крепкого  пара  его - дыхание  жгло,  и  сердце  замирало,  но  таким  методом  выгоняли  усталость  и  разную  хворь  из  организма,  а  здоровой  казачьей  силы  мужички  набирались.   После  бани  непременно пили  чай  за  семейным  самоваром,  с  травами  лечебными,  чтоб  семь  потов  вышло,  а  где  и  чарку  «с устатку» выпьют  и  никакие  беды  нипочём.  Народ казачий был  крепким,  сильным.  Умели  казаки  хорошо  трудиться,  умели  и  любили  хорошо  погулять  в  праздники.  Отмечали забайкальские  казаки  не  все  праздничные  даты,  но  обязательными  были празднование Святого  Алексея – покровителя  забайкальских  казаков,  Пасха,  Троица,  Рождество,  Покров  и  Масленица.  Непременно  отмечали сельские  казаки  и  свадьбы по  всем  правилам  казачьих  обрядов,  со  сватовством  и  церковным  венчанием  -  это было  законом,  иначе,  считалось, что  молодая  семья  не  будет  крепкой. И  тогда надевай  сарафаны,  натягивай  сапоги да  затягивай  ремни  казачий  род,  и  запоют  гармошечки,  засвистят плетеные нагаечки  казачков,  затопают  сапожками  бабоньки.  Зазвенят  по  деревни  частушки  ядрёные  да  забористые,  какие  только  поют  в  Забайкалье:  «Ты  не  стой  у  ворот,  не  посвистывай, а  то  выйду  на  крыльцо,  из  берданы  выстрелю».  Гуляли,  бывало,  по  пять  дней,  а  потом  опять  брались  за  работу.  Утанские  казаки  входили  в  Курлыченскую  казачью  станицу,  просуществовавшую с  1851  до  1921  года.  В  городе  Сретенск  была  казачья  школа,  где  казаки  обучались  военному  делу.  Дети  казаков  имели  преимущество  в  обучении  и  по  окончании  его  получали свидетельство  об  образовании.  Самым  знаменательным  радостным  событием  у  забайкальских  казаков    был  приезд  летом  1891  году  будущего  императора  Николая  Второго.  Долго  помнили станичные казаки  Курлычи  среди  которых  была  и  утанские  казаки,  как  встречали они  Цесаревица    Николая  в  городе  Сретенске  у  пристани  Шилки, где  при  входе  в  город  по  этому  случаю была  сооружена  красивая  триумфальная  арка.  «Красив  был  вид  Сретенска,  когда  утром  подходил  пароход,  но  еще  красивее  и  оживленнее  он  оказался  при  отходе.  Солнце  отливало  лучами  яркую  картину  строений  флагов,  массы  народа  в праздничных  одеждах.  Могучее  «УРА»  гудело  в  воздухе,  пока  пароход  шёл  вдоль  станицы;  все,  что  было  на  берегу,  заволновалось  и  побежало,  следуя  за  пароходом,  пока  было  возможно…… вдали  показалось  поселение.  Около  поселка  на берегу  были  выстроены  казаки  Курлыченской  станицы». Пересказывали  потом  по  нескольку  раз  казаки  в  своём  Утане,  как  Его  Императорское  Величество  сам  лично  вручал  станичному  атаману Сретинска,  уряднику  Пыхалову  серебряные  часы, а  командиру  роты  почетного  караула,  штабс-капитану  Аникину  и  офицеру  подпоручику  Лыткину  по  серебряному  портсигару. Станица  Сретенска  в  Забайкальской  войсковой  администрации  считалась  самой  богатой,  она  была  центром  казачьей  станицы  третьего  военного  отдела,  и  власть  принадлежала  станичному  атаману.  Никому  не  секрет,  что в  те  далёкие  годы  даже  российские  деньги  приходилось  чеканить  из  немецких  талеров.    России  как  воздух  нужны  были  серебро  и  золото,  которого  было  предостаточно  в  Даурии  (Забайкалье),  вот  и велено  было  всем   «держать  ласку  и  привет»  с  забайкальцами.            Слово  «казак»  тюркского  происхождения,  и  означает – «вольный  человек».  Забайкальские  казаки  это  потомки  донских  казаков,  пришедшие  на  покорение  Сибири.   Поселение  Утан  было  основано  в  1743  году  бывшими  крестьянами  из  Европейской  части  России  и  Урала. 

Действительно  основная  часть  населения  в  этой  деревне  люди  светловолосые,  светлоглазые  и  белокожие,  не  как  в  Мильгидуне.  Интересно и то,  что  сюда  была  насильно  перевезена  большая  часть  населения,  работавшая  горнозаводскими  рабочими  с  реки  Унда  Балейского  района,  где  до  сегодняшнего   дня  идёт  разработка  золотых  приисков  по  этой не  малой реке  с  неисчерпаемыми  запасами  желтого  металла. Может  быть  это  связано  еще  и, с  перспективой  на  новое  месторождение,  а  не  только  с  освоением  новых  земель?    Год  1921-й  записался  в  летописи  села,  годом  создания  тут  первой  коммуны  с  названием  «Передовой  крестьянин»,  в  которую  входило  десять  семей.  Всем  уже, наверное,  давно,  известно,  что  в  декабре  1921 года  в  селе  Поповское (Чернышевск)  был  собран  сход  трёх  казачьих  поселков  Утана,  Алеура  и  Пашенная,  после которого  распалась  Курлыченская  казачья  станица,  ввиду  начала  становления  советской  власти  в  Забайкалье.   Потом  в 1930  году  в  сложный  период  коллективизации  в  Утане,  как  и  во  всех  других  селах,  Чернышевского  района прошло  гневное  кровавое  раскулачивание.   Зажиточных  казаков  причислили  в  ранг  кулаков.  Да  только,  ни  один  лодырь  зажиточный  казак  с  помощью  наемной  силы  не  смог  бы  себе  обеспечить  добротный  достаток  в  суровых  условиях  природы  Забайкалья.  Прошло  время,  но  между  тем,  казачество  никуда  не  делось,  оно  живо  и  сегодня.  Еще  не  забыли  потомки  казаков  Утана  рассказы  своих  дедов  как  проходили  сборы  на  Кругу,  где  шашками  голосовали,  как  передавалось  оружие  это  от  дедов  к  внукам,  как  бросали  нагайку  к  ногам  обидчика.  Помнит  казачий  род  и  одну  их  основных  заповедей  о  человечности,  ставшую  сегодня  уже  просто  нормой  жизни – «сам  погибай,  а  казака  выручай», выражаясь  в помощи  друг  другу  в  делах  и  по  хозяйству.  Не  забыли,  как  печётся  подрумяненный  хлеб  в  печах и  куличи  с  курочкой,  как  прибиваются  подковы  на  копыта  лошадей  и  как  поются  казачьи песни,  запевая:  «Ой,  ты,  Галя,  Галя  молодая!»    И  сегодня,  как и  прежде,  взлетают  топоры  с  молотками,  и  стонут   бензопилы  по  дворам  и  льет  со  лба   соленый  пот,  слышно  ржание  коней  и  звуки  гармошки,  и  ведут  хмельные  мужики  разговор  у  реки  за  ушицей  «за  жисть».   Много  воды  утекло  с  тех  лет,  но  человек  работает,  как и  прежде,  вот  только  жизни  лучшей  всё  нет,  как  нет.  Не  забыл  казак  и  четвертую  заповедь – за  справедливость  «не  обижай  бессильного  и  убогого,  но  и  не  поддавайся  сильному».  Стоит  себе  и  радуется  деревенька  Утан – дитя  природы,   среди  равнины ровной чистой девственной, а по  улицам  всё  дома,  которым  здесь  по  скромным  подсчетам  лет  по  двести,  срубленными давно   чьими-то  хозяйскими казачьими руками.  


Стоят  деревянные  избы  и  горделиво  смотрят  на  мир  резными  наличниками  многочисленных  окон,  готовые  согревать  людей,  наверное,  ещё  не  один  десяток  лет.  Живут  в  селе,  как  и  прежде,  люди  добрые,  приветливые,  стойкие,  как  кремень, и  всё  ещё  жадные  до  работы,  вот  только  бы  не  пропал  этот  свет  и  то  настоящее,  что  хранят  в себе  убогие  забайкальские  деревеньки.По  архивным  данным  в  селе  Утан  в  1862  году  числилось  160  человек  казаков;  в  Алеуре -168  казаков;  в поселке Поповском  (Чернышевск) – 33  казака.
«Эх,  душа,  душа  казачьяСолнце,  травы  да  простор.Лихо  конь  по  полю  скачетВсем  ветрам  наперекор» .         
 (Алаторцева  Полина  Михайловна. П. Алеур)


село Мильгидун 
Чернышевский район


     
 Старинное  эвенкийское  село  Мильгидун  образовалось  в  Чернышевском  районе  в  1709  году  двумя   братьями   эвенками,    которые    пришли    сюда    однажды   с   ханом  Гантимуром.Недаром  в  деревне   зарегистрировано   много  сельчан  с  этой  звучащей   исторической  фамилией, потомков  мудрого и  гордого эвенкийского  хана,  отдавшему  своё  предпочтение  «могучим  людям  из  царства  Лоче»  (России),  на  злобу  китайскому  императору  богдыхану.                Хану  Тимуру  (в  дальнейшем  князю  Гантимуру)  в  далёких  1660-х  годах  подчинялись  пятнадцать  больших  эвенкийских  и  даурских  родов,  что  кочевали  по  огромным  территориям  от  Приамурья  до  Селенги. Скуластое  монголоидное  лицо  его, обрамленное  седыми  волосами,  было  надменно  строгим, а пытливые  и  жёсткие  глаза  напоминали чёрные молнии.   Маньчжурские  хроники  писали  о  нём  как  о  сильном  смелом  воине  и  великом  муже,  умном  и  осторожном,  как  рысь. У  хана  в  ту  пору  было  девять  жён  и   более  тридцати  детей.  Его  племя состояло   более  чем  с  трёхсот  человек,  и   было  прекрасно вооружено  копьями  и  стрелами,  но  когда  первооткрыватели «олосы» русские  казаки  Максима  Уразова  прибыли  в  Забайкалье  Гантимур  сразу  согласился   платить  им,  а  впоследствии  казакам  Петра  Бекетова  дань,  зная  казачье  мужество  и  славу,  а  также прослышав  об  их  страшном  оружии.   Мужество  русских  казаков  при  осаде  Нерчинска  и  их  презрение  к  опасностям  покорили  сердце  Гантимура,  потому  он  крестился,  и,  приняв  христианство  при  Петре 1,  стал  впоследствии  князем.   В  Нерчинске вождь  эвенков имел  свою  усадьбу.  Летописцы  писали,  что рядом  с  избой  во  дворе,  стояла  белая  юрта,  именно  в  ней,  сидя  в  высоком  кресле,  принимал  князь  гостей.       Давно  уже  канули  в  далёкое  прошлое  те  времена,  когда,  как и в  книгах  эвенкийского  поэта  и  прозаика  Н.В.  Сахарова в  1940-х   описывались  суровые  условия быта забайкальского  Севера.  «Всю  ночь  тлел  очаг  посреди  чума.  Я  лежал  на  мягких  оленьих  шкурах, а  когда  наступали  сильные  морозы,  то  бабушка  засовывала  меня  в  меховой  мешок,  рассказывая  сказки  о  коварстве  хитрой  лисы». Теперь  настали  другие  годы,  но  всё  ещё  хватает разных нелёгких  проблем,  которые  решаются  с  новой  верой  в  лучшее  будущее.        Село  Мильгидун  в  2009  году  отпраздновало  уже  своё  трёхсотлетие.  За  такой  долгий  жизненный   рубеж  в  эвенкийском  поселении  много  чего  произошло.  Наш  разговор  состоялся  с  жительницей  Мильгидуна  Карховой  Тамарой  Дмитриевной,  которая   за   много  лет  собрала  для  себя    огромный  материал  летописи  родного  села.      Из её  рассказа  мы  узнали,  что  со  слов  сельских  старожилов  в  этом эвенкийском  селении  в  1800  годах  стояла  деревянная  казачья церковь  с  колокольней.   Это  как  раз  и  подтверждает наличие  поклонного  креста  на  сопке  Крестовке,  в  окрестности  деревни,  где  часто  можно  встретить  деревенских  жителей.  В  далеком  1902  году в  селе   действовала  приходская  школа,  уже  в  1950  году при  советской  власти  тут  появилась  нынешняя  сельская.  На  месте  рухнувшей  в  1933  году  церкви  с  1950  года  в  Мильгидуне   впоследствии  открылся  сельский  клуб.  Гордятся  больше  всего  сельчане  своим   казачьим  прошлым  и  в  первую  очередь  вспоминают  о  своём  казачьем  атамане  Мильгидунской  волости  Решетникове  Александре,  о  тех  годах,  когда  казаки  в  своих  зеленых  формах  с  желтыми  лампасами  на  брюках  и  желтым  околышем  на  фуражке  важно  разъезжали  по  станице  на  конях.  В те  далёкие  годы  в обыденную  жизнь  казаков  входила  традиция  отмечать  свой  ратный  праздник    17 марта,  как  день  утверждения  Положения  о  Забайкальском  казачьем  войске.  Этот  праздник  совпадал  еще  с  праздником  Алексея  Божьего  человека,  помощника  забайкальского  казачества.  В  этот день  проводился  казачий  ход  на конях  по  Мильгидуну  с выносом  знамени,  смотр  казаков  и  торжественный  молебен  в  церкви  со  звоном  колоколов. На  Богослужение  обязательно  нужно  было  присутствовать  в  казачьей  форме.  
Казаки  выстраивались  у  церкви  в полной  форме  с  оружием,  где  атаман  поздравлял  и  напутствовал    своих  собратьев  громкой  военной  торжественной речью.  Потом  казаки  проходили  строем по  МИльгидуну  с  казачьей песней,  отправляясь  затем  отмечать  свой  праздник  уже  с  поздравительной  чаркой.  Станичные  женщины  казачки  были отчаянны по  характеру  под  стать  своим  мужьям  казакам.  Недаром  поют и  сегодня частенько  в  деревне одну  ядрёную частушку:  «девочки-девчоночки,  отбили  мне  печеночки,  хожу  я без  печеночек, но  всё ж  люблю  девчоночек».  А  как   хороши они  были  в  праздники  в  своих  ярких  цветастых шалях,  или  больших  платках с кистями, в  модных  кацавейках, вышагивая  в  широких  длинных  юбках  по  улицам  села! Все  в  поселке  почитали  батюшку. Не  секрет,  что  основой  казачества  всегда  было  православие,  ведь   духовная  культура была  главной  частью  казачьего  жизненного уклада,  поэтому    и  отмечались  казаками  все  церковные  праздники и  языческие  тоже.  Илья - пророк,  Покров-день,  Иван  Купала,  святая  Троица  отмечались  в  станице,  наравне  с  днями  Святого  Георгия  Победоносца  и  праздника  в  честь  иконы  Казанской  Божьей  матери.  В  этот  день  женщины  казачки  обязательно  молились  за  своих  мужей  казаков  находившихся  на  службе.    Казаки  были  и  великими тружениками, у  них  существовал  культ  труда,  как  труд  во имя  жизни.  Казаки  и сеяли  и  пахали  и  строили.  Труд  казаков,  как  и у тунгусов  в  Забайкалье  был  одинаково тяжёл.  С  малолетства  детям  прививалась  любовь  к  труду,  также  как и  у  коренного народа  края.  Все  трудились  от  зари  и  до  зари   и  русские  и  эвенки,  да  и  в  казаки  принимались  не  только  русские  мужчины,  но  и  инородцы. 
 Сильные  мужи  Гантимура  шли  в  казаки  с  удовольствием,  только   присяга  инородцев,  то  есть  тунгусов,  на  верность  службе  заключалась  в  том,  что  некрещеные  у  них  целовали  оружие,  а  православные – крест. Да   казакам  тунгусам  выдавались  две  лошади,  одна  была  от  ясашного  рода  казаков,  а другая  от  их  богатых  родов.  На  тунгусских  лошадях  ставили  клеймо  «ТК»,  что  означало – тунгусская  казачья,  в  знак  того,  что  лошадь  казенная.    Оружием  у тунгусов  служили,  как  и  в  прежние  времена   лук  и  стрелы,  а    русским  казакам  выдавались   сабли,  реже  огнестрельное  оружие.  Мильгидунская  волость  просуществовала  пять  лет  с  1916  по  1921  годы.  В  неё  входили  семь  селений – это  село  Мильгидун,  село  Кумаканда,   село  Бушулей,  село  Тунгусский  Олов  (Новоильинск),  село  Усть-Наринзор,  Верхняя  Куруля  и  Улейское  поселение.  В  летопись  истории  села  Мильгидун  записан  особой  строчкой  и  1919  год,  когда  здесь  побывали  семёновцы,  оставив  после  себя  кровавый  след.  Революционный   1927-й  год  отмечен  в  Мильгидуне  тем,  что  в  селе  был  выбран  исполнительный  волостной  комитет,  который  проводил здесь  среди  своих  односельчан  в  горькие  тридцатые  годы  раскулачивание,  оставив  в  памяти  людской  и радость и  слёзы  и  боль.  В  1942  году  в  селе  появляется  детский  дом,  а  в  1953  году  тут  построили  школу  для  глухонемых  детей.   Бывали  в  окрестностях  Мильгидуна  и  геологи,  найдя  здесь  среди  лесных  вершинных  красот  в  глубинах  не  проходимых  сопок  уран. А вот какую  неразгаданную  тайну  хотели оставить русским  тунгусы, дав  такое название  селу – Мильгидун?  Основа  слова  «мильгид»  и  слово  «мунгут» очень  похожи.  Монголотунгусское  произношение  иногда  трудно  выговаривается русскими  людьми, и тогда  произвольно  происходит  замена  их,  на  более  доступные  выражения.  Эвенкийский  суффикс  «гда»,  и  монгольский  «гут»  означает  в словах  утверждение  -  «только  один».  Исходя  из  этой  версии,  можно  предложить,  что  перевод  этого  села  будет  звучать  как  «только  одна  серебряная  вода  (жила)»,  обосновываясь  объяснениями  П.С.  Палласа. 
Более того,  учитывая,  что  следующее  село  Утан  образовано  от  эвенкийского  слова  «ута»,  то  есть  «деточка»,  а  с  суффиксом  «н»  оно  переведется предположительно как  «детище»,  стоит  действительно  заинтересоваться интригующей разгадкой  оставленной  «могучим  людям  из  царства  Лоче»  от  хитрого   хана   Гантимура.  Всегда  славилось  это  село,  расположенное  среди  живописного  леса, в  глубине  которого  живут  тайны, своими  обувщиками,  кузнецами,  а с возникновением  тут  Мильгидунского  колхоза  и  тружениками  животноводства. Многое  изменилось  в лучшую  сторону  в тунгусских  селениях  с  приходом  на  эти  земли  русских  казаков,  но  если  ещё  в  тридцатые  годы  прошлого  столетия  в  некоторых  местностях    кое-где и  открывались  школы на  эвенкийском  языке,  то  сегодня  уже,  к  большому  сожалению,  коренной  народ  плохо  знает даже  свой  язык.  Забывать  стали со  временем потомки  эвенков свои  традиции,  обычаи  и  если  не  будет  больше  таких  школ  в  Забайкалье,  эвенкийская  молодежь  просто  забудет  свои  корни, а  человечество  утратит уникальную  возможность  узнать об этих замечательных  людях  столько  всего  интересного.  Чтобы  быть  достойными  людьми  своего  будущего,  всякий  народ  должен  знать  свое  прошлое.     Издавна  в  суровом  Забайкальском  краю  выживают  только  смелые  и  мужественные  люди,  которые  вступили  в поединок  с  самой  природой,  но  умеют здесь красиво побеждать только  те,  кто  силен  волей  и  духом.
«Три  века  живёт  мой  родной  Мильгидун!Три  века  историей  славится,
А  в  падях  Медвежья, Баирна,  ЛукдунКолос  зерном  наливается»  
 (С.  Раитина  с.  Мильгидун) 
Ольга Малахова 
Чернышевский краевой музей 




МЫ В КОНТАКТЕ
 Наше здоровье Мы В КОНТАКТЕ
Местное время
Профиль

Здоровая Россия
Здоровая Россия»- портал о здоровом образе жизни
Наше здоровье
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни

Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни

Друзья портала








 




Местная доска бесплатных объявлений п.Чернышевск




Чернышевский краеведческий музей –официальный сайт 




МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО





Поиск на портале
Новости
За здоровый образ
Онлайн гости

НАШЕ ЗДОРОВЬЕ портал о здоровом образе жизни © 2017
НАШЕ ЗДОРОВЬЕ  ИНФОРМАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Посвящается отделению медицинской профилактики ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" (2005-2012 г.г.) 

Используются технологии uCoz