Чувство страха в различных качествах этого состояния — от опасения, беспокойства, тревожности, боязни, напряженности (при безбилетном проезде) до испуга, страха и даже панического ужаса (при угрозе жизни) — является сущностью, осевым симптомом невроза. Это состояние может возникать приступами или держаться постоянно, меняясь в своей выраженности. Причина его возникновения может быть не понятна самому человеку, и отстоять от времени возникновения этого состояния на много лет назад. Когда состояния страха мешают жизнедеятельности человека и выполнению его социальных функций — трудиться, учиться, общаться с другими людьми, любить и т. п., следует рассматривать их как болезненные, как невроз. Невроз — это сигнал изменения чего-то в самом человеке или чего-то в окружающей его жизни. Учительница пригрозила шалившим, первоклассникам оставить их в школе на ночь и, уйдя из класса в учительскую комнату, закрыла дверь на ключ. У одной из девочек возник приступ страха: вдруг забудут открыть дверь, и придется прыгать с 3 этажа. Она кричала, плакала, стучалась в дверь. Дома уже не оставалась при закрытых дверях, возник страх при закрытых дверях. Другой школьник стал часто и долго мыть лицо и руки. Выяснилось, что в школе ребята облили его водяной струей из пистолета, сказав, что вода из унитаза. Беспрерывным мытьем мальчик как бы очищался от не смытого оскорбления. 14-летний ученик поступил в больницу со страхом смерти от удушья. Как только мать отходила от него, начинал задыхаться, кричать, что умирает. Рос болезненным. Родители проявляли беспокойство и тревогу о его здоровье, просиживали ночи над ним. На 12 году супружества родители стали ссориться, чаще по ночам. Мальчик, спавший за ширмой в одной комнате с родителями, просыпался и прислушивался к их спорам. Понимал, что назревает конфликт, старался задержать отца по вечерам в семье. 2 года жил в перенапряжении. Однажды ночью мать пригрозила отцу: «Если ты уйдешь, я утоплюсь». У сына, слышавшего весь разговор, развился страх за мать, задержалось дыхание и возникло сердцебиение. Приступы страха с удушьем и сердцебиением стали повторяться. Решил, что болен сердечной болезнью, от которой умрет. В присутствии матери приступов не было. Ученица 9-го класса жалуется на панический страх перед классной письменной контрольной работой. Возникает состояние внутренней тревоги, с болезненно напряженным ожиданием чего-то неотвратимого, страшного. В эти дни у нее плохой сон и аппетит, она не может готовить уроки. Во время контрольной работы растеряна, не в состоянии сосредоточиться, не помнит написанного, «все проходит, как в тумане». Делает ошибки, которые не допускает в спокойном состоянии. Оказывается, еще в 4-м классе на письменных работах учительница недоброжелательно отнеслась к ней, как к «новенькой», пришедшей из другой школы: «Посмотрим, чему вас там научили?!». Или такой случай. Учитель неосторожно заметил ученику: «Ты всегда краснеешь, когда не знаешь урок!». У ученика возник страх покраснеть, который еще больше способствовал покраснению лица как повышенной вегетативной реакции организма. Чувство страха, как отрицательное эмоциональное состояние внутреннего напряжения, обычно сопровождается агрессивными тенденциями разной степени выраженности, так как эволюционное происхождение страха предполагает готовность человека к борьбе или к бегству от опасности. Чувства страха и агрессии, долгое время сдерживаемые человеком, ищут выхода и «выливаются» чаще всего на близких людей в семье и на работе. Чувству приказать нельзя! Его можно только маскировать. Нельзя освободиться от чувства страха, которому, как и другим отрицательным эмоциям, человек бывает подвержен более длительное время, чем положительным. Почему говорят, что «утро вечера мудренее»? Потому что нельзя принимать решения в состоянии отрицательных эмоций, так как страх и боязнь — это различные степени и вариации тормозного процесса. «Тревожное состояние есть проявление неуравновешенности, раздражительной слабости, хаотичности нервных процессов», — писал И. П. Павлов. В состоянии торможения дезорганизуется умственная деятельность, хуже образуются условные связи, т. е. страдает обучение человека. Школа и страх, по словам В. А. Сухомлинского, понятия такие же несовместимые, как красота и уродство. Под влиянием страха школьник в течение продолжительного времени не может нормально развиваться. Крик — отсутствие культуры человеческих отношений. Крик ошеломляет, оглушает ребенка, он перестает воспринимать слова кричащего родителя или педагога. У него возникает реакция активного протеста. «От крика ученик буквально цепенеет, деревенеет. Страх настолько сковывает ребенка, что он не слышит даже собственного имени, речь учителя теряет для него смысл, он не может понять, о чем тот говорит. Бывает, что 15-20 минут урока выпадают из сознания ученика». В учебной деятельности школьники проявляют себя по-разному. В. А. Сухомлинский пишет: «Совершенно иначе ведет себя Наташа. Когда ей предлагаю простейшую арифметическую задачу, ответы приобретают бездумный, нелепый характер. При изменении постановки вопроса, с испугом, почти с ужасом спрашивала: „Это умножить? Это делить?". На следующий день при неторопливой обстановке и очень небольшой, только организующей помощи решала правильно задачи и считала в уме лучше, где счет является в задаче средством, а не главной целью». Вот выписка из психологического обследования доктором психологических наук С. Я. Рубинштейн ученицы 2 класса: «Не выявилось признаков умственного недоразвития. У девочки незначительное ослабление памяти и внимания и невротически неадекватное отношение к математике (страх, парализующий сообразительность)». Еще один пример. Опубликовано письмо девушки, в котором она пишет, что с 1-го класса «была я очень тихой, стеснялась, была очень робкой... уроки никогда не выходила отвечать. Учителя начальных классов на меня махнули рукой и не стали меня вызывать к доске». А в 4-м классе в школу пришла новая учительница, которая потратила 15 минут на ожидание ответа. Класс подбадривал девочку, и она, сначала шопотом, начала отвечать, а под конец громко, выразительно прочитала стихотворение. (Громкому чтению способствовала автоматизированная речь. Известно, что при чтении стихов, как автоматизированной форме речи, даже заикание пропадает). «Махнувшим на девочку учителям» не хватало знаний закономерностей психической деятельности человека, элементарных сведений по лечебной педагогике. И только новая учительница, проявив внимание и терпение к ученице, помогла ей избавиться, не сразу, конечно, от невротического развития личности. Школьные неврозы — это следствие несправедливого, равнодушного отношения к ребенку. Болезненная реакция нервной системы на несправедливость учителя у одних детей приобретает характер взвинченности, у других — это мания несправедливых обид и преследований, у третьих — озлобленность, у четвертых — напускная (деланная) беззаботность, у пятых — безучастность, крайняя угнетенность, у шестых — страх перед наказанием, перед учителем, перед школой, у седьмых — кривлянье и паясничанье, у восьмых — ожесточенность, принимающая иногда (очень редко, но этого нельзя игнорировать) патологические проявления. Если ребенок переживает несправедливость и сегодня, и завтра, и так в течение всего года, его нервная система вначале возбуждается, затем наступает торможение — угнетенность, ослабленность, апатия. Причины неврозов Анализ причин неврозов у детей выявил главенствующую роль неблагополучных семейных отношений. Неполная семья не имела решающего, как принято думать, значения в происхождении неврозов. Не обнаружена прямая связь и между неблагоприятными факторами семейной среды и невротическими расстройствами у детей, в частности, не всегда в семьях алкоголиков дети имели невротические проявления. Социальное происхождение и материальные условия также оказывали малое влияние на возникновение неврозов. Среди детей-невротиков 62% были единственными в семье. Обращает внимание высокий процент (86%) нервных матерей у больных детей; 44% матерей в период беременности имели тяжёлые эмоциональные переживания. Нервные отцы встречались в 2 раза реже. У здоровых детей в контрольной группе нервные родители встречались в 24% случаев. Матери детей-невротиков были обычно гиперсоциализированы: твердого характера, принципиальны, требовательны, властны. Отцы чаще имели неустойчивый, мягкий характер. 35% семей, где были дети-невротики, жили с бабушкой и дедушкой, чаще с тещей, имеющей властный характер. В воспитании ребенка участвовало много взрослых. Конфликты чаще возникали у тех супругов, которые сами в детстве не ладили с родителями. Конфликтные супружеские отношения перерастали в конфликтное воспитание детей, в родительскую несогласованность воспитания. Противоположные непоследовательные требования были у 89% родителей больных детей. Причины нарушения поведения Источником нарушений поведения подростка всегда является комплекс факторов: неблагоприятные условия среды и внутренние предпосылки психики. Среди ряда факторов следует выделить ошибки взрослых, которые не меняют своего отношения к подросткам, предъявляя к ним требования, как к младшим школьникам, ошибки семейного и школьного воспитания, неуспеваемость как психотравмирующий фактор и др. Между неблагоприятной средой и отрицательными качествами ребенка прямой зависимости нет. В микрорайонах, где было 3—4% неблагополучных семей, трудные дети встречались только у 2% семей. Почему в неблагополучных семьях не все учащиеся имели патологические отклонения в поведении? Исследования показали, что благополучные дети имели высокий уровень общего развития, необычное трудолюбие, самостоятельность, неплохо учились. Тяжелым жизненным ситуациям в школьном возрасте предшествовал благоприятный период нравственного развития в дошкольные годы В основном трудные подростки были из неблагополучных семей. У многих из них имелись признаки остаточной церебральной недостаточности (синдром легкой дисфункции мозга). Следовательно, нарушение поведения у подростков обусловлено совокупностью биосоциальных факторов.Исследования контрольной группы подростков без трудностей поведения выявили в таком же количестве признаки ранней церебральной недостаточности, но только у 20% из них были неблагополучные семьи. Этот факт подтверждает ведущую роль социальных условий в возникновении аномалий поведения у подростков. Длительный неуспех в учении и труде, неурядицы в семье подростка, неправильное отношение к нему со стороны педагогов и родителей создают хроническую психотравмирующую ситуацию. Подросток теряет смысл своей деятельности. "Все пойдет в прах, если не будет желания учиться. А желание приходит только от успехов." (В. А. Сухомлинский). Успех деятельности необходим для формирования новых потребностей, перестройки направленности личности. В противном случае формируются не высшие духовные потребности в учебе и труде, а низменные склонности и интересы, реализуемые в подростковых компаниях. Типичные ошибки семейного воспитания заключаются в том, что родители не сознают своего воспитательного воздействия на ребенка. Главное для них — «чтобы ребенок был одет и обут». Такие родители обычно или чрезмерно заняты на производстве и слишком увлекаются улучшением своих материально-бытовых условий, или слишком уделяют внимание своей личной жизни, или в семье господствуют монотонный образ жизни, без духовного роста, недостаточный контроль и внимание за детьми, пьянство, семейные ссоры. Другая группа ошибок семейного воспитания обусловливалась чрезмерной его строгостью с младенчества, которая переносилась и на подростка, сопротивляющегося такому воспитанию. Иногда родители не считались со способностями, здоровьем и развитием ребенка — "чтобы не хуже других". Нередко подавлялась свобода и самостоятельность подростка при излишнем, назойливом контроле, морализировании, несправедливом отношении к его поступкам. И, наконец, часто использовались одни и те же методы воздействия, стереотипные наказания и убеждения. Типичной ошибкой являлось также предоставление с малых лет полной свободы ребенку, к которой он не был подготовлен. Это встречалось в семьях, где господствовала слепая любовь к детям, где им все позволялось. Часто в таких семьях отмечалась большая разница в возрасте родителей и детей. Следующая группа ошибок была вызвана отсутствием согласия между родителями в единых требованиях к ребенку. Культурный уровень таких родителей был обычно низким, в семье преобладало мещанское воспитание и поведение. Родители могли холодно относиться к ребенку или проявляли импульсивное воздействие: то били, то целовали, часто унижали его достоинство, были несправедливы к нему, завышали требования. Педагогические ошибки учителей по отношению к подростку, вследствие недостаточного педагогического образования и самообразования, чаще всего выражались в их бестактности, бесконечных упреках, внешнем выражении антипатии, насмешках, обращениях на повышенных тонах, немотивированных и невыполнимых требованиях. Таким образом, основные причины кроются в острых или хронических конфликтах между родителями, в распаде семьи, в неправильных педагогических установках в семье, противоречащих требованиям школы, в стяжательстве, ханжестве, мещанстве взрослых.