"Наше здоровье" портал о здоровом образе жизни - СКАЗАНИЕ ОБ УЛЕЙСКОЙ УШИВКЕ
 

Навигация
НАШЕ ВРЕМЯ
Наше время информационный портал Чернышевского района
Статистика
МЫ В Facebook
 Наше здоровье Мы Facebook
Одноклассники
Наше здоровье- Официальная группа в «Одноклассники.ру
Статистика
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
CY-PR.com
Статистика
Яндекс.Метрика
Календарь
Медицинские праздники
Гороскоп
Loading...
Люди на сайте
Друзья
СКАЗАНИЕ ОБ УЛЕЙСКОЙ УШИВКЕ

Жизнь обновляется в легендах, созданных смешанной культурой народа и их независимым мышлением о природе, ведь природа и ее обитатели в своем потрясающем разнообразии гораздо, более ценно, чем все золото и серебро на земле вместе взятое.


На юге Чернышевского района недалеко от старинного, в своем прошлом очень большого казачьего села Улей, образованного тунгусами в 1700 годах находится удивительный горный массив, называемый местными жителями Ушивка. Каменные глыбы во многих местах покрыты тут лишайниками разных окрасок, вместе с деревьями, растущими на «Каменном море» из глыб причудливых форм. Здесь среди творений щедрой природы и лесов притаилось прошлое. Название селения Улей у тунгусов взято от мифической птицы Эле (орел коршун). У тунгусов во всех преданиях и песнях шаманов орел всегда летит впереди всех, он нужен для защиты и битвы, да и традиционные тотемы народов Забайкалья изображают орла, лебедя или медведя. Они использовались в обрядовых ритуалах коренного населения. Почему появилось именно такое предположения, я объясню чуть ниже. У бурят, например, ула называют птицу бородоча-ягнятника. А эвенкийское слово «шеваки» переводится, как «место для молитвы», отсюда и название горной местности Ушивка. Коренное население эвенков постепенно покидало свои исконные земли с приходом казачества в Забайкалье, ввиду особенностей своих жизненных устоев и верований, но часть тунгусского населения все же, остались на своих родных местах. Очень жаль, что у этого народа не было письменности, чтобы можно было в точности знать их песни, обряды, легенды, сказки, и если старики не будут учить своих детей национальным обычаям, не говорить на своем родном языке, то они вовсе утратят свою культуру. В школах Забайкалья никогда не говорили на эвенкийском языке, хотя, может быть, уже очень скоро возникнет необходимость что-то изменить в этом вопросе, чтобы уберечь уникальность культуры малоизвестной народности.


Малюсенькое вымирающее село Улей расположилось на широком лугу посреди смешанного ароматного леса, реки Алеур, ручьев и озер недалеко от деревни Бушелей, названной так по имени эвенкийского шамана Бушулея. От чистого воздуха вокруг голова кружится. Рано утром, подъезжая к загадочному селу, укутанному густым летним туманом, словно в подтверждение какого-то таинства, мы были убеждены, что этот туман как мистический знак, который лежит на этой земле. Судьба привела нас в первый, стоящий у дороги дом, к старейшему жителю Улея Степанычу, ведь усадьба времен 1800 годов сразу бросилась в глаза. Дедуле почти восемьдесят лет, но он бодр, молод не по годам и до сих пор не лишен своей былой мужской привлекательности. Хозяин дома оказался интересным собеседником и, как и все жители этой станции, заядлым охотником и рыбаком. Старые люди обычно просыпаются рано, считая, что кто рано встает тому бог дает. Живет Степаныч совсем один в старом деревянном доме с низкой скрипучей дверью и русской печкой. По казачьим устоям, входя в дом нужно поклониться хозяевам, поэтому чтобы не нарушать своих традиций, двери в жилище казаки всегда делали низкими. Дед в огороде полол траву.


- Доброе утро, хозяин! Бог в помощь! Не уделите нам немного внимания? Мы здесь проездом, увлекаемся краеведеньем, фотографией и хотели бы немного узнать что-нибудь о вашей красивой местности. –

Дедок смерил нас своим зорким изучающим взглядом охотника, и, немного выдержав паузу, пригласил к себе в дом. Внешность и манеры потомственного казака бросалась в глаза с первого взгляда. Было заметно, что в доме давно не прилагалась женская рука, но по-мужски все было прибрано. Представившись сами, откуда мы, и показав несколько своих фотографий, за доверительной беседой через некоторое время нам удалось расположить к себе разговорчивого деда. И рассказал нам Степаныч удивительную историю. Не то сказку, а не то быль.

Родная бабка Степаныча отчаянная забайкальская казачка Ульяна очень любила своего внука и не позволяла его строгим родителям пороть своего любимого шалунчика за разные проделки. Носила баба Уля широкую цветастую юбку и всякий раз прятала от побоев своего сорванца под своим необъятным подолом. Степаныч с гордостью показал нам большие старые пожелтевшие от времени портреты бравого красавца своего деда Степана в военной казачьей форме, совершенную свою копию, и бедовой, тогда еще молодой Ульяны. По ночам, перед сном, внук часто слушал бабушкины тунгусские сказки, рассказы о камланиях шаманов, интересные истории о тунгусах, а ещё о кочевниках, что замерзли однажды в лесу со своими оленями, не дойдя несколько километров до Улея. Но больше всего нравилось слушать мальцу о волшебных «ушастых» камнях на Ушивке и о странных четырех статуях из камня, которым поклонялись тунгусы кочевники на Улейских горах. Сказывала бабуля, что не каждому еще было дано найти эти бурханы иноверцев потому, как место там необычное, а если кто найдет его, тому счастье улыбнется. Идолы эти имеют силу необыкновенную – смотреть на них можно, а подойти близко, нет. Страшный шаманский заговор не пустит, да птица эле, что верно стережет их и выклюет глаза тому, кто попытается прикоснуться к ним. На месте этом можно побывать лишь однажды, и больше дорогу к ним уж никогда не вспомнишь. Жила в Улее в те годы женщина одна Пелагея. Поговаривали в станице, что видела она этих идолов тунгусских однажды, когда была совсем девчонкой. До девяноста пяти лет прожила бабка и ни разу не болела, прожив добрую, хорошую жизнь. А однажды восемь лет тому назад старший брат Степаныча Виктор, когда пас баранов на Ушивке вдруг заметил, что все животные в одном месте столклись и стоят, как вкопанные, словно держит их там что-то. Подошел он посмотреть, в чем собственно дело и увидел ороченских идолов каменных, о которых в детстве баба Ульяна рассказывала, да так и обомлел. Похожи они были на людей, но с головами птиц чудовищных со страшными хищными клювами, как у коршунов. Деревья вокруг этого места все корявые да старые, корнями своими оплетающие камни вокруг. Хотел, было, братка поближе рассмотреть этих чудищ невиданных, как вдруг появился в небе большущий коршун. Бараны, насторожившись, побежали прочь, а за ними и пастух со страху, вспомнив наговоры бабушки Ульяны о птице эле. Рассказав такую невидаль Степанычу, решили братья еще раз сходить на это место, чтобы посмотреть на необычную находку, но как не искали мужички, все одно ничего не нашли. А еще лежат на этом горном массиве необычные камни, которые называют «ушастые». Толи от названия гористой местности Ушивка, толи по причине, их невероятной особенности снимать с людей горести и печали тяжкие со словами «долой камень с плеч».


Камни эти имеют своеобразные сквозные отверстия – уши, способные слышать людские печали. С появлением на небе луны нужно подняться к таким отмеченным природой каменным избавителям и прижаться всем телом к камню, а лучше навалиться на него всем своим весом, рассказав на «ушко» шепотом о своей печали, попросив помощи, закончив свою просьбу словами «и камень с плеч». Считается, что вместе с тяжестью самого камня, услышавшего твое горе, уйдет в землю и твоя печаль, избавив человека от переживаний. Странное дело, но на Улейском горном массиве попадаются «ушастые» камни, которые сами показывают людям своими особыми отметинами, что нужно делать, если найдешь таковой. Посмотрите на снимок и все поймете сами. Люди там бывают и утверждают, что сказание это правдиво и действительно помогает, но откуда пришло такое поверье никто точно не помнит.


Абсолютно достоверно, что в местах, где кочевали тунгусы, они почитали всякое дерево, всякий камень и особенно огонь и воду. Известно также, что у тунгусских шаманов божеством Мать Бугады называли дерево, врастающее в землю корнами, которые оплетают рядом лежащие камни. Чаще свои обряды тунгусы проводили у кедра или хвойных деревьев. Горная местность под названием Ушивка действительно очень живописна. Художник Гоген мог бы написать тут свой мировой непревзойденный шедевр красот горной местности. Интересные творения природы всегда пользовались и пользуются традиционным почитаниям у большинства народов и очень похоже, что бабушка Ульяна говорила правду своим внукам об этом таинственном местечке под названием Ушивка, где проводились давным-давно шаманские обряды. И хоть мы и не нашли каменных тунгусских идолов, так как территория горного массива велика и имеет довольно приличную высоту, примерно, метров пятьсот над уровнем проходящей мимо лесной дороги, очень хочется верить что они существуют до сих пор. А вот в достоверность «ушастых» камней и силу их необычного действия мы поверили полностью, увидев их собственными глазами и испытав их очевидные, но невероятные свойства. Проверьте и вы при случае.

Не правда ли, впечатляет? Видимо, глядя на эти и другие замысловатые россыпи больших и малых камней на Улейских горах, рассказывала бабушка своим внукам сказку, как боги горы делали.


Давно это было еще, когда только боги мир создавали. Мудрые старцы сотворили землю и людей, а когда устали от тяжелой работы решили передохнуть. Своим детям они наказали сделать горы с пологими склонами на земле, пока они будут спать. Такие горы, по которым охотникам было бы удобно ходить. Молодые боги взялись за дело с радостью, по-детски с играми. Наносят целую кучу камней, а каждый камень величиной с огромную гору, и сбросят их с небес. Камни те они с глиной мешали, чтобы горы не рассыпались, как наказывали родители. Камни разлетались в разные стороны, разбиваясь на более мелкие кусочки, а деткам и весело наблюдать такую картину с высоты небес. Разыгрались озорники и не заметили, что их отцы уже проснулись. В последнюю кучу камней не успели они глины положить, забоявшись получить взбучку от родителей за то, что не успели справиться со своей работой в положенный срок, к пробуждению старших. И сбросили их просто так. В местах, где должны были соединяться божьи камни остались дыры – уши камней, через которые они всё слышать стали. Посмотрели старцы на такую работу, покряхтели, почесали свои макушки и решили оставить всё как есть. Вот с тех самых пор и появились такие божьи каменные россыпи на земле с камнями ушастыми, которые заметили люди и стали приходить сюда да просить у богов помощи. Молодые боги добры и жалостливы, как и все дети, потому и помогают они абсолютно всем людям.


Проезжая по дороге мимо Улейских гор мы обратили внимание на большую птицу, похожую на орла, плавно парящую в небесах над высокими причудливыми камнями Ушивки. Сделав пару грациозных кругов, она присела на высоте своего насеста, на самом пике высоты гор. Что это? Дневной дозор птицы Эле?!


За многие тысячелетия ураганные ветры и проливные дожди воздвигали причудливые изваяния камней, скал, утесов в Забайкалье, но люди придумывали свои сказки, легенды, сказания, представляя этот мир своими глазами – глазами народных художников воображения, в которых и рождались народные сказания. Видимо, так родился у людей и этот миф об Улейской горе Ушивка.

Послесловие: коренное население Забайкалья молитвенные каменные плиты называли Улэ, может быть, именно с этим фактом, и связано название села Улей.


НАЗАД В РАЗДЕЛ

 

 

 


МЫ В КОНТАКТЕ
 Наше здоровье Мы В КОНТАКТЕ
Местное время
Профиль

Здоровая Россия
Здоровая Россия»- портал о здоровом образе жизни
Наше здоровье
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни

Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни

Друзья портала








 




Местная доска бесплатных объявлений п.Чернышевск




Чернышевский краеведческий музей –официальный сайт 




МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО





Поиск на портале
Новости
За здоровый образ
Онлайн гости

НАШЕ ЗДОРОВЬЕ портал о здоровом образе жизни © 2016
НАШЕ ЗДОРОВЬЕ  ИНФОРМАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Посвящается отделению медицинской профилактики ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" (2005-2012 г.г.) 

Используются технологии uCoz