Навигация
НАШЕ ВРЕМЯ
Наше время информационный портал Чернышевского района
Статистика
МЫ В Facebook
 Наше здоровье Мы Facebook
Одноклассники
Наше здоровье- Официальная группа в «Одноклассники.ру
Статистика
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
CY-PR.com
Статистика
Яндекс.Метрика
Календарь
Медицинские праздники
Гороскоп
Loading...
Люди на сайте
Друзья

БУШУЛЕЙСКАЯ  СЛОБОДА

 В  синем  небе  величественно  парила  крылатая  птица. Вдоль  извилистой  дороги  среди  душистого  летнего  леса  мелькали  полыхающие  жаром  саранки,  нежно голубели  незабудки,  вплетаясь  в  букеты  с ярко  синими ирисами, а в  бархате  сочных  трав  высились всюду крутые  разновеликие  сопки. Здравствуй,  неразгаданный  Бушулей,  средь  древней,  но всегда юной земли  забайкальской!В  старину  церковь на  селе  зачастую  была  единственным  общественным  зданием,  потому  и  играла  она значительную  роль  в  местном  градостроительстве,  являясь  главным  объемным   высотным  сооружением,  доминирующим среди всего облика  поселения  на  фоне  окружающего  потрясающе  красивого  забайкальского  природного  пространства.  Впрочем, монументальные  формы,  массивные  купола, и вертикали  колоколен  всегда  выступают  акцентом  и ориентирами, пожалуй,  во  всех прошлых  российских  застройках.Сегодня ни  одна  из  многочисленных  церквей  Чернышевского  района,  кроме  Спасского  храма  в  Курлыче  не  дошли  до  нас  в  своем  первозданном  виде.  За  годы  существования  часть  из  них  была  перестроена, а другая часть,  к  сожалению, утрачена  безвозвратно.  Среди  них  и  некогда  красивейшая  обитель в  Нерчинской  области (1783-1805 г.г.) – церковь  Святой  Троицы  в  Бушулее.  Бушулей  назывался  тогда   Сухановской  слободой.Однажды в  том  месте,  где  река  Бушулей впадает  в  Алеур,  в далеком  1772 году  на  порожнем  месте поселился  среди тунгусов,  кочевавших  по  долинам  реки  Алеур, основатель  Бушулейской  (Сухановской)  слободы  выходец  из  купеческого  сословия – Кирилл  Васильевич  Суханов. Среди  дремучей  тайги  и  болот  православный  миссионер сам построил  здесь  первый  дом.  Тридцатилетний Кирилл  Васильевич  развернул  в округе Бушулея  широкую миссионерскую работу  с местным  населением. Он безотлучно  жил  со  своими  новокрещенными  эвенками,  обучая  их  хлебопашеству,  постройке  домов,  утверждению  православной  веры  и грамоте к иконостасному  ремеслу.  Уроженец  из  Коми города  Яренска    1741 года  рождения - Суханов К.В.  был первым  иконописцем  в  Забайкалье.  Обстоятельства  заставили  его оставить  родной  край, жену  и  бежать  в  Сибирь.  В  1768  году  он  появился  в  Нерчинске  со своим  другом  Василием  Ивановичем  Березиным,  выходцем  из  Великого  Устюга  потомственным  иконописцем. Вскоре  ктитор  Курлыческой  церкви Епифанов  пригласил Суханова  в Нерчинск,  с  которым  Кирилл  Васильевич  прибыл в  Курлыч,  и  принялся  за  постройку   второй  деревянной  двухпрестольной  Спасской обители. В  марте  1771 года  курлыченские  жители  просили  рекомендовать его в  священники  для  своей  церкви,  но  он  отказался.  Получив  деньги  за  постройку  храма,  Кирилл  Васильевич  Суханов,  неожиданно  для  всех  отправился  проповедовать  Христа  тунгусам,  поставив для  себя  одной  из  главных  задач  обращать местное  население (особенно  тунгусов)  в  православную  веру. Уже в 1773 году  он  в своей  слободе  первым  открывает  русскую  школу  для  тунгусских  детей,  которая  может  считаться  первой  во  всём  Нерчинском  крае,  где  преподавателями  были  он  сам  и  его  лучший  друг В.И. Березин.   Тогда-то  некогда  кочевой   эвенкийский  народ,    сохраняющий  в  своей  аборигенной  культуре  культ  оленя,  медведя  и  ворона,  стал  обучаться  русской грамоте.В  начале  1775 года  основатель  слободы  поселил  в  своих  домах, вверх по  течению  реки  Алеур,  около  ста  человек  окрещенных  тунгусов,  и  добился  разрешения  на  постройку  здесь  первого  деревянного  храма  во  имя  Святой  Троицы.  Главным  исполнителем  храмового заказа  стал  его  вдовствующий  друг  Березин. Для  строительства  церкви  и на церковную  утварь Суханову  было  предписано получить  от  Нерчинска   1000  рублей  ассигнациями. Этот  храм  построили очень быстро,  и  на  земле,  издавна  принадлежащей  северным  аборигенам,  где  в  дремучем  лесу  живала  давным-давно всемогущая  шаманка  Бушулея,  а  на  берегах  Алеура  недалеко от  стойбищ  эвенков   висели  вниз  головами  подстреленные   «плохие  птицы» - вороны,  якобы  сообщающие  опасным  зверям  о  местонахождении  их стада,  появилась  русская православная  церковь.  Это  явление  понравилось  далеко  не  всем  местным  жителям  здешних красивейших  мест  нашего  района. Может  быть,  оттого в  1779  году  тунгусы  её  сожгли.  Впрочем, такова  была  судьба  многих  первых  забайкальских  церквей.Недолго  думая,  после  пожара  Кирилл  Суханов  отправился  в  Иркутск  за  разрешением    построить  в  слободе  на  прежнем  же  месте другой каменный  трехпредельный  храм.   Получив  согласие,  он принялся  за  строительство  дивной  по  тем  временам  обители.  Кирпич  для церкви  готовили  свои  крещеные тунгусы.  Вся  кладка  производилась  под  руководством  Кирилла  Суханова.  Иконостас  и  святые  образа  писали сам  Суханов и  его  друг  Василий  Березин. Известно,  что  вся  постройка  велась  на  собственные  денежные  средства  Кирилла  Васильевича. Уже  в  начале  1780  года  он  был  произведен  в  священники,  а  Василий  Иванович  Березин  отправился  в  Иркутск.  13  мая  1783 года  храм  Троицы  был уже  освящен.  «…Храм,  по  словам  видевших  его, был величественен  по наружности,  прекрасен  и  по  внутреннему  украшению».  «Иконостасы  во  всех  пределах  в  несколько  ставов,  резные,  позолоченные;  святые  иконы  лучшей  иконописной  работы», - писал  И.  Карелин  в  «Иркутских  епархиальных  ведомостях»  в  1880  году.  Звон  его  колоколов был  одним  из  лучших  в  Нерчинском  округе.  Всё  церковное  строение  было  обнесено  каменной  оградой,  которая  разрушилась по  архивным  данным к концу 1880  года.  Через  тридцать  один  год  со  дня  образования  Бушулейского  поселения  разрушилась  и  сама  Сухановская слобода  после  отъезда  её  оклеветанного  завистниками  создателя, по  доносу  из  Нерчинска. Но  это  уже была совсем  другая  история. Так  в  1803 году  в  62  года  Кирилл  Васильевич  навсегда  покинул  Бушулей  и  немедленно отбыл  в  город  Нерчинск,  где  его  оправдали  и  все  подозрения с  него были сняты,  но  в  Бушулейскую  слободу  он  уже  никогда  не  вернулся.

 

Церковь Святой Троицы в Бушулее.    Фото передал в архив музея житель с. Бушулей Егоров Ю.А.


При  строительстве  железной  дороги  в  Бушулее (1908-1910 гг.) величественная  Троицкая  церковь  была  ещё цела.  Бежит старая,  изъеденная  дождями  автотрасса   среди  кудрявых  берез,  тенистых  лиственниц  и  цветочных  полян,  ведя  к загадочному  Бушулею,  где  ветер  шумит  океаном  из  трав,  принося  в эти  места  дожди  воскрешая своей  свежестью природу.  Этот  ветер  видел  и  знает  очень  многое,  что  было  тут  давным-давно.       По  многочисленным  рассказам  старожилов  Бушулея  красивый  каменный Троицкий  храм, который  был  прекраснейшим  памятником архитектуры в нашем  Чернышевском  районе,  был  умышленно  разрушен в  несколько  этапов  в период  с  1938  по 1957  годы.  До  этого  момента  здание  это,  а  точнее  сказать, чудесное  творение,  хранимое  веками,  правда,  к  тому  времени  уже  не  действующее,  уютно  располагало  в  себе  электростанцию  села. Разрушить  её  ни  у  кого  рука  не  поднималась,  и  жители  относились  к её присутствию  в  Бушулее  спокойно.  Ведь  важен  был  не  только  размер  сооружения,  но  и  сам  образ  строения,  устремленный  ввысь. Церковный кирпич  селяне, потом  разобрали  по  дворам.   Кто  хотел, применил  его для строительства  домашних  печей  или для  других  личных  бытовых  целей.Целый  оставшийся красный  кирпич от былой  большой  сельской  церкви  поразил  нас  своей  невесомостью,  размерами  и  невероятной  прочностью,  и хотя    сегодня  от  исторического  памятника  русской духовной  архитектуры  остались лишь одни  развалины,  но история  его,  собранная  из  многочисленных  литературных  источников,  будет  жить. Кирилл Суханов – миссионер  среди  тунгусов  Даурии,  протоирей,  сын  сибирского купца  умер  15  августа  1830  года  в  восемьдесят девять  лет.  Самостоятельно  обучившись  живописи,  резьбе,  золочению,  будучи  искусным  плотником  и  каменщиком, он строил  церкви,  писал  иконы,  открывал  школы  для  обучения  детей,  готовил  церковнослужителей  и  иконописцев  из  местных  тунгусов,  помогал  народу  своими  знаниями  в хозяйственных  делах.  На  его  надгробном    памятнике  при  Нерчинском  соборе  высечены  слова,  прекрасно,  хотя  и  не  совсем  полно  резюмирующие  его  деятельность:  «…Где  был  лес,  степь  и  дикие  пустыни,  к  служенью  Бога  воздвиг  ты  там  святыни». Уцелевшие забайкальские  церкви  навсегда  сохранили  в  себе  градостроительные  качества.  Их всегда  ставили  на  самых  красивых  местах,  радуя  своими  изящными  линиями,  запоминающимися  силуэтами  неповторимой  красоты,  как это  было  сделано давно и  в  Бушулее,  чтобы  сельские  люди веками любовались  их  красотой,  а  не  яркими  пятнами  кладбищ  на  самых  видных  высотках  сопок у забайкальских сел. И  только  мастерство,  и  искусство  наших  предков  поддерживает  эти  храмы  от неминуемых временем разрушений.  Вопрос  сегодня лишь  в одном - сможем  ли  мы  передать  нашим  детям  то,  что  приняли?

  Развалины  былой  церкви  Святой  Троицы в  Бушулее  

    

 У  церковных  развалин  Бушулея,  расположенных  прямо  у сельской  дороги,  к  нам  по-хозяйски  притопал  любопытный и дружелюбный  ветерок,  и,  взмахнув  своим  рукавом,  отнес в  сторону  вуалевую  завесу  пыли  проезжающей  мимо  легковушки.   Пыль  мгновенно  рассеялась,  и  нашему  взору  открылся сочный  бархат  сопок  и сверкающий  в  лучах  закатного  солнца малахит  лесов  бушулейских  окрестностей.    Гостеприимный   ветерок,  пригладим  нам  волосы, и, затаившись  в  проеме  некогда белокаменной  красавицы  церкви, вдруг притих, и  нам   захотелось пошептаться  и подружиться  с ним,  чтобы  узнать  ещё    много   интересного о  былом  величии   каменного  храма   «туманного»  Бушулея.

 

Малахова О.А. – сотрудник  краеведческого  музея.     



 Оздоровительный лагерь "Салют"



 НАЗАД В МЕНЮ


 

МЫ В КОНТАКТЕ
 Наше здоровье Мы В КОНТАКТЕ
Местное время
Профиль

Здоровая Россия
Здоровая Россия»- портал о здоровом образе жизни
Наше здоровье
Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни

Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни

Друзья портала








 




Местная доска бесплатных объявлений п.Чернышевск




Чернышевский краеведческий музей –официальный сайт 




МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО





Поиск на портале
Новости
За здоровый образ
Онлайн гости

НАШЕ ЗДОРОВЬЕ портал о здоровом образе жизни © 2017
НАШЕ ЗДОРОВЬЕ  ИНФОРМАЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Посвящается отделению медицинской профилактики ГУЗ "Чернышевская ЦРБ" (2005-2012 г.г.) 

Используются технологии uCoz